Найти тему
Сценарист.ру

Как рождается хороший сценарий

Сотворение мира
Сотворение мира

Автор Елена Климентова, редактор кинокомпании Триикс Медиа

Сегодня решила поделиться с вами своими мыслями о сценаристике. Она сродни драматургии (театральной), но по сути совершенно иная. И никак ее толком не описать, не определить, не пощупать вживую, не прописать на листе бумаги - это что-то неуловимое, эфемерное, возникающее сначала в фантазиях автора, как кино, и лишь потом облекается в слова и строчки. Сценаристика подвластна далеко не каждому. Хотя, казалось бы, чего проще - сел, разбил историю на эпизоды, прописал реплики, ремарки и готово. И будет провал. У нее другая задача - придумать новую Вселенную, новую реальность, которых не существовало прежде.

Как это - облекать зримые образы в слова и создавать из них миры и интересные истории? Зримые лишь в воображении сценариста? Как увидеть между строчек то, что видел сам автор, когда придумывал очередной сюжет? Как понять, распознать каждого персонажа, его характер, прочувствовать его отношение к миру, себе? И как этими словами увлечь за собой зрителя? Но вначале - режиссера, актеров и всю съемочную группу? Вы знаете, я видела - и не один раз, к счастью, - что происходит с группой, когда она снимает очень удачный сценарий или очень удачно прописанные эпизоды.

Это такое счастье, такое воодушевление. У всех без исключения. Степень вовлеченности в процесс практически стопроцентная. В мороз, в лютый холод, под дождем и снегом, в обжигающую жару, почти сутками вся группа - это единое целое. Затаив дыхание после волшебной команды "Мотор" все следят за тем КАК разыгрывается на площадке та или иная история. А потом -Было? Не было? Дубль? Обсуждение не только между режиссером, оператором и актерами, оценивают отснятое все - гримеры, пиротехники, каскадеры, дольщики.

Но даже самый хороший готовый сценарий, когда он попадает в группу, проходит несколько стадий творческого созревания: от полного отрицания ( Нет, ну это полное г...но! Как такое снимать? Ерунда какая-то! Лучше сам перепишу) через принятие (Ну, снимем как-нибудь. Ну, если надо... Может, и получится что...) до полной его победы (Нет, это реально было круто написано! А диалоги какие! Как орешки щелкать. Есть что играть. Очень интересно. Спасибо автору! Правда, круто!) Что уж тут говорить о сценариях неудачных, слабых и откровенно плохих. Практически все они застревают на первой стадии.

Сценаристика - это искусство и одновременно ремесло. Так даже в Википедии написано. И в этом ее главная загадка. Ремесло начинается со слов - написать сценарий? Да не вопрос! Все люди сегодня умеют писать. Подумаешь, сценарий? Сделаем, напишем, перепишем, исправим и так далее. В итоге получаем соотношение слабой сценарной основы к качественному кино примерно 80 на 20. Может, и того меньше. Я имею ввиду российское сериальное и широкоформатное кинопроизводство.

А хороший сценарий - это, прежде всего, неразрешенность конфликтов. Так удачно охарактеризовал Дмитрий Быков особенность сценариев замечательного сценариста Натальи Рязанцевой, которая, к сожалению, ушла недавно (фильмы - "Чужие письма", "Долгие проводы", "Портрет жены художника", "Голос" и многие другие). Так вот, она чувствовала этот самый главный фактор хорошего сценария интуитивно.

Что такое неразрешенность конфликтов? Это неоднозначность, незаконченность, невозможность окончательного их разрешения при всех попытках персонажей это сделать. Недавно пересмотрела фильм "Мой друг Иван Лапшин". Случайно наткнулась и опять, в который раз, не смогла оторваться. Германы и Володарский сотворили гениальную историю из обрывков, фрагментов, незначащих коротких реплик, случайных событий без какой-либо попытки все это объяснить, разрешить, привести к общему знаменателю, оставив финал открытым. Поэтому фильм так бьет по нервам, чувствам, а визуальный ряд затягивает, как наркотик, в другое измерение.

Так вот, именно на этом, на мой скромный редакторский взгляд, заканчивается в сценаристике ремесло. И начинается искусство. Недаром за хороший сценарий полного метра или отдельной серии в Голливуде платят огромные гонорары. Фантастически огромные. Хотя, повторюсь, чего проще - сесть и разбить историю, которая уже в голове, по эпизодам и сценам. Получится ну разве что крепкая ремесленная работа. При хорошем раскладе.

Мне повезло. Я уже много лет работаю с очень сильными авторами. Один из которых - несомненный лидер российской криминальной сценаристики Андрей Тумаркин. И для меня столько же лет остается огромной загадкой - КАК? Как он это придумывает, пишет, как все это делает?? Вплетать каждый раз в криминальную составляющую того или иного сериала или отдельной серии судьбы и жизни совершенно разных людей с их горечью, печалями, радостями, борьбой за лучшее в человеке, победами, проигрышами и при этом не давать никаких конкретных советов - его особенность.

Сценарная рецептура - это не о его работах. А вот неодназначность и неразрешимость конфликтов - его фирменный стиль. Поэтому каждый раз - высокие рейтинги. И споры зрителей. И долгие обсуждения. И безусловная зрительская любовь к таким проектам, как "Невский", "Шеф", "Ленинград-46" и недавний "Первый отдел". Сто раз был прав Альфред Хичкок, когда сказал: "Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий".

Я вчера до поздней ночи отсматривала готовые серии очередного проекта. Каждую серию знаю наизусть начиная с синопсиса и веду сквозь тернии, съемки, озвучку и постпродакшн к звездам. То есть, к ТВ эфиру. И что могу сказать? Опять плакала и грустила с героями, которые лиричны и жестоки одновременно, ошибаются, предают и прощают. И вновь ошибаются. И влюбляются. И влюбляют в себя. Снова и снова.

Хороший сценарий - это прежде всего о людях, а потом уже обо всем остальном, об их конфликтах, взаимодействии, о преодолении, о невозможности счастья и бесконечных, яростных попытках его достичь.