Психологи называют этот период временем «бури и натиска».
Как же поступать в этой трудной ситуации?
Для начала давайте рассмотрим, как работает организм и мозг подростка:
- тело интенсивно растёт, вырабатывается масса гормонов. Организм испытывает сильные перегрузки, что выливается в болезненность, стресс, необходимость подолгу спать;
- новые нейронные связи развивают абстрактное мышление подростка. Он впервые обращает внимание на «взрослые» вопросы и проблемы, выстраивает собственную картину мира. Однако лимбическая система, отвечающая за эмоции, часто преобладает над рациональной префронтальной корой, поэтому подростки способны на импульсивные действия, о вреде которых сами знают;
- расширяется диапазон социальных взаимодействий, и проверочным плацдармом для них часто становится семья. Подросток действительно может прощупывать границы дозволенного, но делает это не назло вам, а неосознанно, типа "разведка" и иногда боем;
- в больших количествах выделяется гормон окситоцин. Это вещество в числе прочих эффектов даёт чувство самосознания, позволяет подростку внимательно изучить свою личность. Это действие может доводить до ощущения себя центром всеобщего внимания. Поэтому проявления эгоизма у подростка нормальны.
Теперь, зная больше о состоянии вашего ребёнка, предлагаю приемы общения с ним:
- старайтесь сохранять спокойствие, в помощь медитации и консультации. Это поможет укрепить авторитет и покажет подростку, что он не имеет власти над вашими эмоциями. Брань, строгие запреты, наказания — признак его контроля над ситуацией;
- подчеркните, что вы готовы помочь и выслушать, но не навязывайте помощь. Родители важны для подростка, хоть он и уделяет много внимания сверстникам. Вы для него — оплот стабильности и безопасности. Подросток делает первые шаги к самостоятельности, и надеется на свой надёжный тыл. Однако постоянные вмешательства в его дела не только снизят доверие между вами, но и отобьют его желание пробовать;
- без критики! Иногда вмешательство необходимо, но запреты и нравоучения не нравятся никому, а только отталкивают. Постарайтесь объяснить, почему следует поступить иначе и какие последствия могут быть в будущем. Я говорю своим детям подросткам: "Мне было 12-14-16 лет, я знаю что вы чувствуете и думаете, а вот вам нет 35-40-45 лет и у вас нет детей подростков". Поэтому делайте выводы по тому-то и тому-то;
- привлеките подростка к решению взрослых задач. Не стоит оберегать его от всего на свете — на данном этапе развития ребёнок справляется со многими делами, а небольшая доля ответственности научит его опираться на себя и договариваться;
- чётко определите границы дозволенного. Они должны быть не чрезмерно строгими, но максимально ясными и без двояких трактовок. Понятные правила соблюдать значительно проще. За выполнение правил или поручений можно поощрять, но не используйте при этом деньги: известны случаи, когда оплата хороших оценок превращала учёбу в рыночные отношения внутри семьи. Это нездоровая тенденция для общения с ребёнком, наверное... Тут я бы хотел получить комментарии от вас коллеги, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Подростковый период — испытание для всех, как для самого подростка, так и для взрослых. Однако именно наша задача как взрослых понять детей, ВСПОМНИТЬ себя в их возрасте И ПОДДЕРЖАТЬ.
Помните: поддержка не равняется слепому потаканию. Станьте своему подростку надёжной опорой, к которой можно вернуться без страха и осуждения, и спустя несколько лет выросшие дети будут ВАМ БЛАГОДАРНЫ!
© Кардашов Александр, 2023. Психолог, Перинатальный психолог, Акмеолог
Консультация +79180212008 Мой сайт и мой блог
Автор: Александр Кардашов
Психолог, Перинатальный психолог Акмеолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru