Помните миниатюру великого Аркадия Райкина про дефисит? Где ему в самолёте подают мягкие пшеничные булочки, свежее сливочное масло, красную икру... да?
Вот меню для пассажиров первого класса рейса Копенгаген - Сингапур с остановкой в Бангкоке в тысяча девятьсот, внимание, пятидесятых годах:
Сразу с переводом.
Если кому плохо видно - сообщаю, что в этом меню есть и салат «Нисуаз», и французские блинчики с беконом, и яйцо-пашот, и рыба по-тайски, и бараньи отбивные, и ромовый крем (который тоже переведён как блинчики с беконом: дубль, огрех, строка съехала).
Яйца-пашот, это я могу как официант с почти 15-летним стажем компетентно заявить, в гастрономической столице России узнали всего десяток лет назад.
Салат «Нисуаз», полагаю, и посейчас остаётся нераспробованной... ну, не скажу "мечтой"... э-э-э... штукой для многих.
А внизу там ещё и приписка, дескать, кроме свежезаваренного кофе, подаём также кофе без кофеина.
В институте Фраунгофера (Fraunhofer Institute), это в Германии, половину старого самолёта-аэробуса поместили в камеру с низким давлением и рәхәтләнеп тестировали реакцию людей на еду, которую собирались подавать над облаками.
- Честно вам скажу - люблю опыты на людях. Давно пора, я считаю, официально снять этические барьеры и начать по-настоящему интересные эксперименты; на особо рискованные отправим пьющих замечательное кофе капучино с корицей погорячее, их всё одно никому не жаль, верно ли говорю, друзья?
Выяснили: на высоте еда и напитки теряют примерно 30% своего вкуса и аромата.
Зная об этих проблемах, в своё время французская авиакомпания Union de Transports Aériens (предшественница Air France) обратилась к шеф-повару Реймону Оливеру. Его советы коренным образом изменили состав и содержание еды, которую подавали пассажирам.
Например, Реймон Оливер рекомендовал подавать ту еду, которая пассажирам покажется знакомой; пусть она будет не прямо уж такой домашней; но, по крайней мере, привычной или хотя бы известной. Он искал сытные блюда, которые легко готовятся, но долго перевариваются.
Вот что предложил шеф в качестве "привычной", "всем известной" еды в 1973-м году:
а) куриное мясо в вине,
б) говядина по-бургундски,
в) телятина в сливочном соусе.
Везде мясо в соусе - это специально: когда разогреваешь - оно остаётся мягким и ароматным.
Теперь-то мне стало понятно, почему Вероника Тушнова так хотела попасть на борт железной птицы:
Ну, пожалуйста, пожалуйста,
в самолет меня возьми,
на усталость мне пожалуйся,
на плече моем усни.
Руку дай, сводя по лесенке,
на другом краю земли,
где встают, как счастья вестники,
горы дымные вдали…
Теперь-то мне стало понятно, что "горы дымные" - это она про горы ароматной снеди, только-только разогретой, от которой поднимается одуряющий пар...
К слову, не помню, говорил я уже об этом или нет, я несколько лет прожил в доме аккурат через дорогу от дома Тушновых, где поэтесса и родилась.
- Позже они переехали на одну из перпендикулярных улиц - ну так я мимо их второго дома как раз на работу и с работы шастал.
Но мы отвлекаемся.
Огромный успех имел в своё время обед под названием «Полёт BA 2012» (Flight BA 2012) в Шордиче, это в западной части Лондона. Приглашённые хипстеры могли попробовать обед из трёх блюд, которые были в меню для пассажиров первого класса в 1948-м году: точная копия.
В меню был не только ростбиф, но и норвежские омары в панцире, а бутылки с аперитивом стояли на льду.
Всё изменилось в 1952-м году с появлением экономического класса, когда количество пассажиров резко увеличилось, качество же их, повинуясь диалектике, упало.
Скандинавские авиалинии были даже оштрафованы на 20 тысяч долларов за то, что предложили своим трансатлантическим пассажирам сдобную булочку: её сочли роскошью.
- На скандинавов подал жалобу конкурент - Pan American.