Найти тему
Прочитал_Нарисовал

«Богоматерь Нильская», Схоластик Мукасонга. С чего начинается ненависть

Оглавление

В 1994 году в Руанде начался геноцид тутси — проживающей здесь народности. По разным оценкам, в те дни убили до 1 100 000 человек — 20% населения.

Рассказывать подробно об этом не буду, вот здесь опубликовано большое интервью с профессором Иваном Кривушиным, автором книги «Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 года».

Я же предлагаю поговорить о романе «Богоматерь Нильская» Схоластик Мукасонга, в котором этот масштабный конфликт поначалу сведен до камерного.

Фото автора
Фото автора

Кто автор

Схоластик Мукасонга родилась в Руанде в 1956 году. Она принадлежит к народности тутси. Ее семью изгнали из родной деревни, годами они жили в лагерях для беженцев.

Благодаря квоте Схоластик Мукасонга смогла получить образование. Но затем всех детей тутси выгнали из школ, сотрудников уволили с работ. Будущая писательница оказалась во Франции, где и обосновалась.

Во время событий 1994 года у Схоластик Мукасонга убили 37 членов семьи. Вернуться на родину она смогла только спустя десять лет. Тогда она написала книгу воспоминаний, а вот ее дебютный роман — «Богоматерь Нильская» — вышел в 2012 году.

О чем

Действие романа разворачивается в 1970-х годах в Руанде. В центре — монастырская школа-интернат, расположенная в горах. Здесь учатся девочки из семей чиновников и бизнесменов, в будущем они должны сформировать «женскую элиту» страны. Быть благочестивыми женами, матерями, гражданками и христианками.

Среди богатых девочек, а все они — «национальное большинство», хуту, есть несколько девочек тутси из бедных семей. Они поступили в школу благодаря квоте. Однако некоторым одноклассницам и даже преподавателям это не нравится.

Впечатления

С историей Руанды я была знакома еще до чтения книги, поэтому готовилась к худшему. В такие темы очень тяжело погружаться. Однако Схоластик Мукасонга не старается шокировать, она рассказывает о событиях деликатно, но при этом общая картина складывается, пояснений не требуется.

Если отключиться от основной темы, то в книге много внимания уделяется местным верованиям и традициям, тому, как затейливо они переплетаются с христианством. Не менее увлекает описание повседневной жизни Руанды и окружающих героев пейзажей.

История начинается вполне безобидно. В книге, разделенной на небольшие главки-рассказы, которые затем складываются в единую историю, описывается быт учениц элитной школы. Подростки остаются подростками в любых ситуациях, думаешь ты и расслабляешься.

Моя картинка-впечатление
Моя картинка-впечатление

Почти все ученицы школы-интерната принадлежат к национальному большинству — к хуту, захватившим власть в стране. Поначалу это роли не играет, я даже сделала отметку в блокноте, что героини романа очаровательны в своей непосредственности. Их волнуют темы, трогающие многих девчонок этого возраста, — красота, сплетни, бойфренды. Среди учениц есть лидеры, есть аутсайдеры — тутси. Их стараются не замечать, но и войну им не объявляют.

События развиваются незаметно — с полунамеков, с ехидных замечаний за спиной, с перешептывания. Как небо, которое хмурится с утра, чтобы к ночи разразиться грозой. Когда уровень напряжения достигает критических значений, случается взрыв, который сметает всех — и хищников, и их жертв.

Но я бы выделила в этой книге две линии. Первая, безусловно, касается дискриминации тутси. В романе показывается, как легко научить ненавидеть. Подготовь почву, после этого делай все что угодно — ни разрешений, ни доказательств не потребуется.

Если ты в меньшинстве, то тебя лишат не только права на защиту, но и на голос, а тот, кто должен спасать, — отвернется в решающий момент. Школа здесь лишь модель, метафора, показывающая, с чего начинается дискриминация и к чему она может привести.

Однако важно не забывать о том, кто ты есть. Искать силу в корнях — в верованиях и именах, которые предки пронесли сквозь столетия. Тебя изгоняют за то, что ты — это ты, но твоя идентичность и есть твой спасательный круг.

Вторая линия, хотя это, наверное, скорее фон, — истории самих девочек, вне зависимости от того, хуту они или тутси. К ним относятся как к товару — к объекту, который можно подарить, передать, продать. Однако некоторые из них смогли найти силы, чтобы попытаться вернуть контроль над своей жизнью. Получилось ли у них, остается за кадром.

Издательство: Inspiria, 2023.
Переводчик: Серафима Васильева.