Живопись в ресторане — тренд, остающийся модным на протяжении десятилетий. Очевидно, живое творчество художника (фотохудожника, скульптора) цепляет больше, чем типовая копия-картинка с цветочками или пейзажем Прованса в рамке из магазина. Близость к миру искусства делает привлекательнее и человека, и заведение общественного питания. Потому что с ними есть о чем “поговорить”. Это не просто пресловутые хлеб и зрелища. Это способ обогатиться, насытиться не только физически, но и интеллектуально.
Некоторым рестораторам мало коллекции предметов искусства между столами и на стенах. Оценив собственное собрание, они порой увеличивают размах и превращают заведения в настоящие галереи: проводят выставки, продают работы, обретают влияние в творческой среде, даже превращают в звезд приглянувшихся неизвестных художников. Существуют рестораны, которые могли бы соревноваться с музеями в полноте экспозиции! Как, например, “Золотая голубка” в старом французском городке Сен-Поль-де-Ванс (Франция). Здесь обедают перед подлинниками Пикассо, Матисса, Модильяни и Шагала.
Знаменитый ресторан Kronenhalle открылся в 1924 году в швейцарском Цюрихе. Он вскоре стал (и остался) салоном для художников, писателей и архитекторов. В заведении-галерее бывали Штраус, Эйнштейн, Фрейд, мадемуазель Шанель и Сен Лоран, все те же Пикассо и Шагал — и список можно продолжить. Легенда гласит, что Джеймс Джойс написал большую часть «Улисса», сидя за столиком 17. Сегодня на этом месте портрет мастера. Место помоложе под названием “Атлас” в Атланте, США, украшено оригиналами Сутина, Винсента ван Гога, Бэкона, Матисса и многих других.
Стильное и неповторимое заведение в Лондоне под названием Sketch объединило высокую французскую кухню и галерею в одном помещении. Один из залов выполнен в нежно-розовом цвете от пола до потолка и украшен 245-ю нигде прежде не выставлявшимися работами художника Дэвида Шригли, номинанта на самую престижную в мире современного искусства премию Тернера. Он также разработал дизайн керамической посуды специально для этого зала ресторана, который окрестили, ожидаемо, The Gallery.
Ресторанная Москва от “заграниц” не отстает — столичные заведения все чаще, особенно в последние несколько лет, отказываются от серийных плакатов и безымянных панно в пользу работ современных художников.
Полотна таких авторов, как Ольга Австрейх или Катя Щеглова, можно встретить и в модных проектах вроде “Номер 13” и Eva, и в маленькой «Кофейне 8/25». Щеглова выставляется в офисах, студиях подкастов, помещениях фондов “Антон тут рядом” (Петербург) и “Шалаш”, кафе, и публичные пространства интересны ей не меньше, чем стены профессиональных сообществ.
Нередко дружба ресторана и художника начинается с личного интереса владельца заведения. Сначала он пополняет личную коллекцию, а потом решает поделиться ей со своими гостями. С одной стороны, это часть работы над интерьером, такая же как выбор посуды или стульев, с другой — участие, развитие и даже создание культурного пространства в масштабах города. Порой художники творят по техническому заданию, чтобы арт-объект идеально вписался в пространство и сделал его при этом эксклюзивным. Архитекторы нередко отказываются от сложного и дорогого дизайна и добавляют уникальности проекту с помощью именно таких визуальных акцентов.
Еда и искусство объединяются и с целью привлечь внимание публики к творчеству во всех его проявлениях. Так, в честь открытия выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» необистро Geraldine запустило уникальную коллаборацию. Шеф-повар Мишель Эван создал серию десертов и коктейлей, посвященную работам великих импрессионистов — Ренуара, Сезанна, Кросса и Гогена. Презентация проекта собрала в одном месте представителей СМИ, блогеров, инфлюенсеров.
Симбиоз искусства и еды воплощается и в популярном направлении Food Art — это натюрморты и скульптуры из продуктов. Съедобное масло тоже может стать краской в руках художника или фотографа. Так, Карл Уорнер использует килограммы фруктов, овощей, десертов, хлеба и мяса для своих произведений, которые только при близком рассмотрении выдают нетривиальность материала. Конкретно этот мастер прививает подрастающему поколению принципы правильного питания.
Австралиец Джозеф Марр работает в Берлине и создает предельно точные анатомические скульптуры из сахара. Получаются огромные леденцы с ярким ароматом фруктов в виде частей человеческого тела. А итальянец Маурицио Савиньи делает животных и людей в натуральную величину из розовой жвачки. Румынский экохудожник Дэна Крету “дорабатывает” естественный узор слоев цветной капусты и превращает срез овоща в “Крик” Мунка, например. В ресторане подобное скоропортящееся творчество не выставишь в качестве постоянной экспозиции, однако оно становится еще одним способом, далеко не лишним, расширить мир художественного искусства и донести прекрасное до обывателя новым способом.