Алиса Соболевская
В МГУ имени Ломоносова я поступила в 1958 году. Уже были выстроены новые корпуса университета, и студенты естественных факультетов туда переселились. Гуманитарии остались в центре. Экономический факультет, где я училась, располагался в аудиторном корпусе на Моховой, прямо напротив Кремля.
Здание было построено в 1790-х годах как главный дом усадьбы Пашковых, а в 1833 году приобретено для Императорского московского университета и перестроено. Дом Пашкова в результате перестройки лишился боковых портиков, был разобран бельведер с куполом. Крытым переходом он был соединён с боковым флигелем усадьбы, в котором архитектором Тюриным была построена новая университетская церковь Святой Татианы. Известно, что Шувалов, строивший Университет посвятил его своей матери Татьяне.
В 1901—1905 годах корпус был значительно перестроен архитектором К. М. Быковским. Почти вдвое увеличилось количество фасадных окон, появился стеклянный купол, значительно расширилась площадь. Центральную часть заняла великолепная парадная лестница в три яруса балюстрад, освещаемых через стеклянный купол — как бы«дворик» внутри здания.
Это пространство называлось балюстрадой - на уровне третьего этажа шел круговой балкон с ограждением. Но это скорее атриум: вверху прозрачный купол. В 1958 году напротив входа у боковых лестниц стояли фигуры Ленина и Сталина, внося определенную торжественность. В 1961-м Сталина убрали.
Это двор легендарного общежития МГУ на Стромынке (использовалось до строительства нового комплекса МГУ на Ленгорах). Через него прошли все студенты послевоенных лет, даже те, которые жили в Москве — ведь в храме в центре двора были клуб и читальня. Здесь жили, например, Михаил Горбачев и Раиса.
«Многоцветное, многоголосое сообщество послевоенной молодёжи сплачивало, соединяло в единый организм общежитие на Стромынке, заменявшее немосквичам родной дом. Эта советская бурса размещалась в здании бывшей казармы, построенной ещё в петровские времена, и казарменный дух, сквозивший в её архитектуре и внутренней планировке, так из неё и не выветрился. До тех пор пока студенты не перебрались в роскошные для той поры «хоромы» в высотном здании МГУ на Ленинских горах, они жили по несколько человек в одной комнате, где не было другой мебели, кроме кроватей, под которыми в чемоданах хранились личные вещи. Внутри всего жёлтого здания тянулся длинный коридор, и те, кому надоедало торчать в накуренной комнате, выходили на прогулку по нему, как на главный проспект этого постоянно гудевшего и почти не спавшего студенческого города. (Книга Андрея Грачёва "Горбачёв").
Здесь жили и мои сокурсники. Условия быта были довольно суровые. Горячей воды не было, мылись в ближайших банях. В здании в середине двора была камера хранения, другие подсобные помещения.
Точно в такой комнате жили мои однокурсники два первых года. Потом переехали в общежитие нового высотного здания МГУ на Ленгорах.