Найти в Дзене

Неуказанный герой

Самое мерзкое, что начало твориться в судебной системе Украины во времена возникновения и становления азаровщины, так это отнюдь не взяточничество. Самое мерзким было то, что суды перестали вообще иметь облик судов. Нет, не из-за продажности. Куда хуже. Продажность всё же подразумевает определённую упорядоченность и взятие на себя взяточником определённых обязательств, а коррупция в виде взяточничества — наименее страшный вид из всех видов коррупции (вот только не надо меня обвинять в том, чего я не делаю; я вовсе не утверждаю, что взяточничество — не коррупция или что она желательна или допустима). Куда страшнее непредсказуемое своеволие и явное превышение власти.

Как раз такой и именно такой вид коррупции был повсеместно распространён и во времена ежовщины и в новейшей истории Украины, в частности. Он начал расцветать благодаря деятельности именно того господина со товарищи, который сидел в 2011 году, например, в кресле премьер-министра Украины, а теперь уютненько расположился в Москве.

Именно тогда, когда суды начали обслуживать запросы исполнительной власти и политику, они вовсе перестали быть судами. А какими судами они перестали быть — продажными или нет — не слишком важно, откровенно говоря.

Суд должен выносить решения в соответствии с законом, а не в соответствии с «исторической справедливостью» и «мнением широких общественных кругов». Тут надо ставить точку.

Ещё и ещё раз скажу: ни в коем случае не являюсь сторонником таких господ как всякие бандеры и шухевичи. Более того, считаю все эти указы Президента Украины о присвоении звания всевозможных героев тем, кто сотрудничал, временами или постоянно и отнюдь несущественно во имя какой такой великой цели, с нацистами — позором. Об этом я писал. Но, кажется, я писал и о том, что лично мне намного ближе трепетное отношение к закону, чем ко всевозможным побрякушкам. Я лично полагаю, что правосудие намного дороже любой государственной награды, тем более награды, присвоенной посмертно.

Бывый президент Украины, между прочим, пришедший к власти тоже в результате сомнительного в смысле юриспруденции, — скажем так, — решения Верховного суда Украины, уже устраивал своеобразные «чёрные мессы правосудия», организуя с помощью Службы безопасности Украины судебное преследование давным-давно умерших людей. И это было и остаётся дикостью. Это характеризовало в первую очередь следователей, прокуроров и судей Украины. Это характеризовало этого президента Украины.

Последовавший за ним президент Украины, человек весьма «проффесиональный» во всех отношениях, и редкий знаток биографии Августа Бебеля, Анны Ахметовой и стихотворного наследия Антона Павловича Чехова, съездил в город Москву, где как «чоткий и какретный проффесионал-депламант» пообещал к празднику Победы лишить известных личностей звания «Герой Украины». Ну, «проффесор» как реальный пацан пообещал, теперь надо делать. Это тебе не «балалайка — один палка, два струна я хозяин вся страна…». К тому же ко всему, личности, которых надо лишить звания, суть достаточно одиозные. По крайней мере в глазах значительной части населения Украины и не только.

И тут вспомнилось изобретение, которое появилось во времена азаровщины и было творчески развито при оранжевом президенте. Это изобретение: атака на акт, которым назначен ли кто-то на какую-то должность, награждён ли кто-то каким-то званием или привилегией. Причём в украинской юстиции тут считается, что никакие обстоятельства уже не имеют значения при такой вот атаке. В данном случае некий донецкий «аблакат» обратился в административный суд с иском об отмене того самого президентского указа, которым было присвоено звание. И, представьте себе: суд этот иск принял, рассмотрел и удовлетворил.

Лично я вообще очень хочу понять: каким это образом присвоение звания «Герой Украины» кому бы то ни было, хоть бы и самому Адольфу Гитлеру, хоть каким-то образом затрагивает, хотя б в малейшей степени права и свободы того самого «чоткого аблаката». Нет, правда, ну, вот я такой тупой, что даже представить себе этого пока не могу.

Ну, что касается мотивировки суда, принявшего иск к рассмотрению, то это — дело тёмное и, сдаётся мне, невыясняемое даже из дела. Однако вот мотивировка решения суда, удовлетворившего иск, известна. И она весьма поучительна. Она ясно показывает, как именно может суд топтаться по закону, какую именно опасность представляет ситуация смердящего трупа судебной системы. Причём советую всмотреться в это дело совсем не только украинцам. Рядом с Украиной довольно государств, в которых такие вещи могут вызывать весьма сложные и непоправимые последствия.

Суд счёл, что звание «Герой Украины» было президентом присвоено неверно, поскольку оно присвоено человеку, который никогда после 1991 года не был гражданином Украины. Куча журналистов стала заявлять, что решение суда мудро, поскольку, по их мнению, и в самом деле присвоение этого звания в этом случае не допускается. Я же, по своей глупой и рутинной привычке полез смотреть документы. И что же я там обнаружил? А вот что.

Вот ст. 16 Закона Украины «О государственных наградах Украины»:

Стаття 16. Позбавлення державних нагород
Позбавлення державних нагород може бути проведено Президентом України лише у разі засудження нагородженого за тяжкий злочин за поданням суду у випадках, передбачених законом.
в переводе на русском:
Статья 16. Лишение государственных наград
Лишение государственных наград может быть осуществлено Президентом Украины только в случае осуждения награждённого за тяжкое преступление по представлению суда в случаях, предусмотренных законом.

Теперь рассмотрим, что именно сделал суд. Он удовлетворил иск, признав Указ о присвоении звания незаконным. Так? — так.

Теперь отвлекаемся вообще от всех мотивов суда, хотя его интерпретация того, что всякое гражданство Украины, оказывается, начинается только с 1991 года, представляет известную новеллу. Лично я точно знаю, что в СССР существовало гражданство союзных республик. Я, например, был гражданином РСФСР. Но допустим, что судьи по малолетству своему этого не помнят и не знают. Может, впрочем, не помнят это, напротив, — в результате, развившихся синильных явлений. Допускаю даже, что они не могут прочесть и соответствующее законодательство, так как его нет, скажем, на современном украинском языке, а нормальный русский, тем более того времени, они уже напрочь позабыли.

Всё! — допустили.

Ставлю вопрос: имеет ли, скажем, после вступления в законную силу соответствующего решения суда награждённый человек звание «Герой Украины»? Нет? Не имеет?

А до вступления в законную силу такого решения имел?

Если не имел, то тогда — понятное дело. Но, кажется, имел всё-таки.

А тогда, если он имел это звание, то не иметь это звание этот человек может только после того, как его этого звания лишат, либо он от него сам откажется, не так ли?

А коли так, то смотрим в указанную выше ст. 16 и отвечаем на вопрос: а вообще суд в состоянии лишить человека государственной награды или нет? Это — входит в компетенцию суда? Или это всё-таки прерогатива исключительно Президента Украины? Есть ответ в законодательстве? Кажется, есть. И кажется, что ответ такой: «суд не имеет права лишить кого бы то ни было какой бы то ни было государственной награды Украины». А Президент Украины такое право имеет? Имеет.

А право это связано с простым усмотрением или его осуществление ограничено всё-таки какими-то условиями? Ну, смотрим в ст. 16, она не такая уж и обширная. И что мы видим? А видим мы то, что для того, чтобы Президент Украины вообще мог осуществить лишение человека государственной награды Украины надо не незаконность указа о присвоении этого звания, а исключительно совпадение нескольких условий:

  1. осуждение за преступление,
  2. за преступление тяжкое,
  3. притом надо ещё и представление суда,

да мало того — все случаи, когда право на лишение награды может быть президентом Украины осуществлено, должны быть прямо предусмотрены законом.

Ну, и когда же это всё случилось?

Что, опять будут проводить расследование и процессы в отношении давноумерших? Вот только интересно, а в международный розыск этих умерших будут объявлять? Экстрадировать из Мюнхена, например, будут? под стражей содержать будут? Ну, скажем, в какой-нибудь башне, где по ночам привидения звенят цепями… А допрашивать как будут? Столоверчением? или с помощью эксперта-медиума?

Все эти идиотские вопросы не более диковинны, чем то, что вытворяют юристы Украины. Вот, например, сейчас коллегия из трёх бестолочей-судей умудрилась произвести на свет, приняв к рассмотрению иск, который явно нельзя было принимать, человека, который не был награждён званием «Герой Украины» (ну, так как Указы соответствующие отменены), но имеет его, поскольку никаким законным способом лишить его этого звания вообще нельзя. Такой себе поручик Киже.

Смешно скажете?

Ну, пока дело касается помаваний вокруг бумажек и имён вполне умерших людей, всё это выглядит неуклюжей, но безобидной пляской. Но вот в чём всё дело: если можно представить себе «Героя Украины», в отношении которого не было издано ни одного законного указа о присвоении ему звания, и можно представить себе разрешение по существу иска лица, чьи права и свободы не нарушены и не уменьшены, то вполне можно представить себе и лицо, совершившее хищение денег из банка таким образом, что у банка денег меньше не стало (именно за это был осуждён к 9 годам лишения свободы Б.М. Фельдман — представляете себе: законченное хищение денежных средств без ущерба того, у кого эти деньги похищены, ну, круто же!). А вот это уже — не слишком смешно, если иметь в виду, что вот за такое-эдакое «хищение» можно вполне на Украине получить реальные 9 лет лишения свободы.

А что? Азаровщина, которая началась с КАБ «Слов’янський», уже вполне разложила до смердящего тлена и всю судебную систему Украины и всю её юриспруденцию.

Разложит и государство. Теперь сомнений в этом нет.