Многие склонны думать, что с наступлением мирного периода Эдо доспехам перестали уделять много внимания и что их делали в причудливых вариантах, чтобы наряжаться в особые случаи и на парады. Что ж, определенная тенденция в этом направлении существовала, но я хочу показать на примере, что на самом деле всё было не так уж плохо, и что определенно существовало несколько известных личностей и мастеров, которые ломали голову над практическим использованием доспехов. В библиотеках города Канадзава сохранились записи, в которых подробно рассказывается о производстве доспехов. Эти документы называются «Гоё-най томэ-тё» (御用内留帳) и являются официальными записями Арисава Такэсада (有沢武貞, 1682-1739, подробнее о нём позже), который был военным ученым из княжества Кага. Здесь мы находим запись дискуссии между ним и Маэда Ёсинори (前田吉徳, 1690-1745), пятым даймё Маэда из княжества Кага, об интерпретации доспехов. Характерной особенностью Кага-гусоку, т.е. доспехов Кага, было то, что в нижней части до (нагрудного доспеха) видны два или три видимых ряда пластин, простроченных в стиле кэбики-одоси (также называемая «полной шнуровкой»), даже если остальная часть до была сделана из полос, а не из пластин кодзанэ. Ёсинори беспокоился о весе доспехов, которые ему предстояло изготовить, особенно когда речь шла об этих двух или трех рядах кодзанэ. Поэтому он сказал Такэсаде, что хочет вместо этого простой и обтянутый кожей окэгава-до. Кстати, в окэгава-до полосы кирасы не зашнуровываются, а скрепляются заклепками. Такэсада ответил, что оставив на поясе шнурованные ряды пластин, из которых видны в основном только головки кодзанэ, это придаст гораздо более величественный вид, чем просто покрытая кожей передняя часть до. На это предложение Ёсинори, в свою очередь, ответил, что тогда придется использовать больше тесьмы, что увеличит вес. Но Такэсада объяснил, что общий вес примерно одинаков при двух-трех рядах пластин, связанных кэбики, или двумя-тремя горизонтальными железными полосами с кожаным покрытием. Это привело к подробному обсуждению фактического веса косики, также принимая во внимание, что кодзанэ должны были иметь отверстия для шнуровки, что в свою очередь делает их несколько легче, чем цельная пластина. Но, с другой стороны, они шнуровались внахлест, что позволяет предположить, что в конечном итоге железа было больше. Это обсуждение, дошедшее до подсчета и взвешивания шнуровки, как уже упоминалось, показывает нам, что Ёсинори хотел получить как можно более эффективный доспех. Если было бы наоборот, он не стал бы придавать большого значения весу двух или трёх нижних рядов до, чтобы просто надеть причудливый доспех для парада верхом.
Позолота внутренней части доспехов воинов Кага высшего и среднего ранга стала ещё одним предметом спора Ёсинори. Он заявил, что хочет, чтобы его доспехи были просто покрыты черным лаком, но Такэсада ответил, что, согласно передаче знаний, позолота помогает доспехам оставаться более прохладными летом. И, кстати, по его словам, все доспехи предшественников даймё княжества Кага имели эту особенность, причем не только на до, но и на внутренней стороне чаши шлема. Однако предполагается, что эта позолота не имеет особого отношения к охлаждению костюма, а наносилась для достижения роскошного внешнего вида. Но если читать между строк этого обсуждения, мы узнаем о главной задаче Ёсинори, которая заключалась в сокращении расходов и текущих издержек такого гигантского княжества, каким было Кага, с его номинальным доходом в 1 000 000 коку. Он ввёл новые инструменты и критерии, но в основном продолжал курс, установленный его отцом Цунанори (前田綱紀, 1643-1724). Некоторое время он работал хорошо, но постепенно запасы золота и серебра в шахтах Кага стали иссякать, и против его помощника Оцуки Дэндзо (大槻伝蔵, 1703-1748) сформировалось сопротивление. У многих сторонников Кага были проблемы с Оцуки из-за того, что он самостоятельно проводил некоторые реформы, хотя был асигару по происхождению, и Ёсинори защищал и продвигал его, потому что, как предполагается, тот был его любовником. Поэтому, после смерти Ёсинори, Оцуки Дэндзо был запрещено посещать район Гокаяма (五箇山) в провинции Эттю.
Большим успехом Цунанори, отца Ёсинори, было развитие ремесел и искусств, развиваемых в различных местах княжества, путем строительства главного центра мастерских, так называемого «о-сайку-сё» (御細工所). Этим он продолжил начатые его дедом Маэда Тосицунэ (前田利常, 1594-1658) шаги по привлечению как можно большего числа известных мастеров. Тосицунэ подготовил основу для высокого признания своего центра, пригласив и наняв таких известных мастеров, как Хонъами Коэцу (本阿弥光悦, 1558-1637), Гото Какудзё (後藤覚乗) и Кэндзё (後藤顕乗) или Тавара Сосэцу (俵屋宗雪). Что касается доспехов, Тосицунэ нанял оружейника Наруи Кацумицу (成井勝光) из Харута, который играл важную роль в мастерских о-сайку-сё, связанных с доспехами. Вскоре последние стали жизненно важным фактором для доходов княжества. За объединение мастерских отвечал так называемый «бугё о-сайку-сё» (御細工所奉行), цеховой магистрат, и самым известным из них был вышеупомянутый Арисава Такэсада (有沢武貞, 1682-1739). Арисава были некогда вассалами семьи Дохи (土肥) из провинции Эттю и через семьи Уэсуги (上杉) и Могами (最上) перешли на службу к Тосицунэ, который нанял отца Такэсады - Нагасаду (有沢永貞, 1638-1715) в 5-ый год Энпо (延宝, 1677) в качестве военного ученого и стратега с доходом в 300 коку. Нагасада изучал известную школу военной тактики и стратегии Косю-рю (甲州流), восходящую к знаменитому роду Такэда из провинции Кай (Косю), у своего дяди Сэкия Масахару (関屋政春, 1615-1686), который также служил в княжестве Кага. Но он также учился у Ямага Соко (山鹿素行, 1622-1685), учителя Сэкия Масахару, который, в свою очередь, получил учение Косю-рю из первых рук от бывшего вассала Такэды, а именно от Обата Кагэнори (小幡景憲, 1572-1663). Кстати, глубокое изучение военной науки Нагасадой дошло даже до того, что он стал землемером, географом и градостроителем, чтобы включить географические знания в свой кругозор.
Такэсада сменил своего отца в 5-ый год Сётоку (正徳, 1715 г.), получая то же жалование в 300 коку. В течение десяти лет (1724-1734), он был о-сайку-сё бугё. Благодаря занятиям у Нагасады, Косю-рю в княжестве Кага стало называться Арисава-рю (有沢流), а Такэсада и его младший брат Мунэсада (有沢致貞, 1689-1752) стремились усовершенствовать тактику школы. Кстати, эти два брата и их отец были известны по всей стране как «Три Сада из семьи Арисава» или «Три Сада из Кага».
ON THE PRACTICAL USE OF EDO-PERIOD ARMOR
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
ХАНБОДЗЮЦУ. СЁДЭН-НО КАТА
Техника владения ханбо (половинный шест) по школе Кукисин-дэн-рю ("Божественная передача Девяти демонов") изучаемая как часть учебной программы Будзинкан Будо Тайдзюцу. В этом видео подробно рассмотрены техники первого уровня (сёдэн-вадза): кататэ ути, цуки отоси, ути укэ, таки ура, касуми гакэ, ити тигаэ, каэ ябури, атэ каэси, сака отоси.
Продолжительность видео:38 мин
Язык перевода: русский
СКРЫТОЕ ОРУЖИЕ ТОДА-РЮ: ФУНДО КУСАРИ ДЗЮЦУ
Техника владения цепью (фундо кусари дзюцу) в традиции школы Тода-рю. Рассмотрены основные положения с цепью (скрытые и открытые). Основные махи цепью. Техника защита от безоружного и вооруженного противника. Технику демонстрирует глава школы - Иваи Кохаку.
Продолжительность 53 мин
Язык перевода: русский