"Растения - живые. Они плодят потомство и умирают. Им нужна вода, свет, воздух и тепло. Животные - тоже живые. Они тоже плодят потомство и тоже умирают. Животные, в отличие от растений, передвигаются и строят дома. Животным тоже нужна вода, свет, воздух и тепло, как и растениям. Но еще животным нужна пища."
Думаю, мы отличаемся от братьев наших меньших так же сильно, как животные в свою очередь - от зеленых насаждений. А растения - от камней. Но это не значит, что на нас не распространяются правила, которые мы можем, наблюдая за животнымы (или растениями) открыть. Природа всегда идет по пути усложнения и достраивания в процессе своего развития. Так что наоборот как раз: наблюдая за животными, мы можем лучше понять (привыкших строить замки из облаков в собственном сознании) самих себя.
Я не знаю есть ли у животных душа. Больно ди дереву, когда его рубят. Но мне вспоминается разговор из Терминатора 2:
Джон Коннор: "Тебе больно, когда в тебя стреляют?"
Терминатор: "Я фиксирую повреждения. Эту информацию можно назвать "болью".
Я не знаю нужно ли животным научиться находить в себе "внутренние растения", чтобы лучше понять себя, но то, что нам нужно научиться отделять в себе от себя животное - тело от сознания - кажется мне разумной мыслью.
Я помню как, ездя в метро, мечтал о том как было бы здорово, если бы в подземку каждый спускался в своем личном скафандре - что-то вроде автомобиля на двух ногах, экзоскелета с непроницаемым корпусом. У каждого тогда были бы внутри такой оболочки своя музыка, свои запахи, своя температура, чувство безопасности и отгороженности от всего. Не пришлось бы касаться чужих людей. Не пришлось бы беспокоиться о том, что мы вынуждены кого-то чужого подпускать к себе на расстояние, рассчитанное психикой только на близких людей. А потом я вдруг понял, что такие "скафандры" уже есть и они "нашими телами" называются.
Людям, которые не играли в компьютерные игры или играли мало, сложнее провести эту грань. Впрочем, вполне возможно, что и заядлым геймерам это покажется непросто. Если спросить любого обширного любителя компьютерных , когда он в игре что-нибудь делает - скажем, нажимает кнопку, чтобы персонаж на экране монстров рубил - "что ты делаешь?", то мы услышим в ответ: "монстров рублю". Редкий играющий способен в этой ситуации сказать "заставляю своего персонажа рубить монстров".
Но как только эту грань удается провести и понять, что мелькающие изображения на экране к тебе в общем-то мало отношения имеют и ты не более чем щелкаешь вперед и назад сцены в перечне очень-очень разветвленного фильма, это с одной стороны убивает всю магию компьютерных игр, а с другой - помогает понять, что наша жизнь, в общем-то, по сути точно такой же игрой и является. Просто уровень абстракции, отстраненности в ней на единицу больше - не "изображение на экране"/"мы", а "наше тело"/"наш дух". Сами мы в тот же самый момент, находясь где-то за пределами этого мира, не принадлежим телу (и даже скорее очень сильно наоборот), но так свыклись с самоотождествлением со своим аватаром на планете Земля, со своим корпусом, скафандром, что давно уже перестали говорить "заставляю свое тело отправиться на работу" и, перенимая друг у друга эту пагубную привычку с ранних лет, говорим "заставляю пойти себя на работу".
Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться – увидишь, что плоть сделается покорной твоею рабою. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива
Праведный Иоанн Кронштадтский
В деле роста над самим собой я бы попробовал переименовать формулировку "воспитывать себя" в "воспитывать свое тело" или даже "дрессировать свой мозг", "воздействовать на собственное сознание приказами телу". Если долго и упорно слушать Бетховена когда ешь, уверен, вскоре от первых завываний любой его фуги, начнет выделяться слюна. И когда мы бросаем свое тело на пол, приказывая ему отжиматься, не стоит думать "вот как я себя не люблю, так тебе, получай, я". Куда конструктивнее считать, что мы кнопку нажали "укреплять мышцы тела" и сидим, наблюдаем, пока тело посылает нам, исполняя нашу прихоть, раз за разом аварийный сигнал.
Для лучшего понимания того как это работает, я предпочел бы набившее уже всем оскомину слово "физкультура" заменить. Снизим градус удушливости, заменим нафталинное "культура" на fun, joy - вполне себе геймдизайнерские термины, которые лично мне пока что даже не особо и понятно как на русский перевести: радость? удовольствие? - а определение "физический" (в силу того, что оно часто стало синонимом термина "грубый") исправить на "тело". Полагаю, именно об этой "радости от обладания телом" и говорят увлекающиеся спортом люди, произнося словосочетание "мышечная радость".
Любой, кто пробовал загрузить себя под завязку мышечной активностью, знает, что на следующий день возникает "боль". Говорят, так действует молочная кислота в мышцах и что, мол, самый простой способ избавиться от стесняющего движения недомогания - это немного поработать этой группой мышц еще. Подозреваю, что как и всякое другое явление в этом мире, такая "боль" болью является только после определенного порога, а до - составляет определенное удовольствие, приятно и ласково посылая нежные сигналы в мозг, напоминающие о существовании мышц у тела.
Нам вряд ли есть смысл сейчас же вставать и бежать марафон сразу, это так не работает, увы. Для начала лучше и вполне достаточно будет сделать хотя бы 1000 шагов. Хотя бы 100. Да хотя бы один-единственный. Завтра к этому можно будет вернуться если что. Физический аккумулятор тела приходится раскачивать, начиная с малых величин. Обратив внимание на убыток энергии, затраченной на движение, мозг завтра выделит чуть больше на эту статью расходов, ожидая повторения. И если в этом его не подвести, то со временем энергии будет становиться все больше и больше, в наших скафандрах начнет накапливаться потребность в движении. Это и на сознании начнет вскоре отражаться в том числе. Не нужно насильно и очень быстро с места в карьер повышать количество нагрузки - это тупиковый путь, недалеко ушедший от того, чтобы в первый же день под завязку себя нагрузить. Гораздо лучше методично делать хотя бы изо дня в день одно и то же, хотя бы минимальное, хоть бы целенаправленных пару шагов. Сам стимул, сам помысл, намерение - неважно какое количество времени и сил будет затрачено - со временем даст о себе знать и повысить нагрузку сознанию захочется. Нам остается только спокойно выжидать этот сигнал, прилагая минимум усилий; затаиться в кустах подобно хищникам, охотящимся на пугливую лань собственного мозга.
Сберегать энергию, лежа на диване, напротив - это терять ее впустую. Все равно что давать испариться питьевой воде в жаркий день. Энергия не умеет накапливаться, накапливается только ее потенциал - способность к выработке тех или иных ее объемов - и накапливается такой потенциал не от сбережения, а ровно наборот - от того, что эту энергию пускают в оборот. Если три дня провести в кресле с книгой, желания отжаться станет не больше, а меньше. Однако - вот удивительно - справедливо и абсолютно обратное - если три дня подряд по утрам делать минимальную зарядку, не перегружая себя, то на четвертый желания ее делать станет не меньше, а больше.
Замереть, спасаясь от стресса, - это ловушка, обман, которым пичкает себя наш мозг, полагающийся преимущественно на материальное, не привыкший к инвертированному мировосприятию того, что нельзя руками ощутить. Пирога-то больше не станет от того, что ты кусок его съешь.
Говорят, что между движением и любовью есть прямая связь. Что партнеры по танцу, случайно распределенные учителем во время старта очередного набора, часто в итоге оказываются у алтаря. Это потому что движение, по всей видимости, задействует смежные с любовью части мозга - были на этот счет некотрые исследования, которые мне ухватить и впитать пока что так и не удалось. Но по сути, если я все правильно понял, это значит, что движение способно в перспективе подарить радость не меньшую, чем сама любовь. Возможно, именно поэтому в подростоковом возрасте "встречаться" или "состоять в отношениях" заменяется на "гулять" (присматриваться). "Ухаживать" за кем-то (даже у взрослых) - это за этим кем-то "бегать". "Обожествлять" кого-то - это "носиться" с ним.
Движение действует и на психику. На ту часть нащего мозга, которая отвечает за эмоции. Говорят, когда на душе дурно, самое лучшее - это пойти помыть пол. Или прогуляться. Кто-то предпочитает в этой ситуации класть поклоны перед иконами, стараясь удалиться умом подальше от повседневных тягостей и забот. В любом случае перемещение в пространстве, изменение положения своего тела, заставляет через глазные ощупыватели пространства и через внутренний акселерометр - мозжечок - заставить по иному руслу течь в голове наши мысли. Вот почему путешествия - пусть даже и всего лишь в незнакомый район своего города - лучшее лекарство от депрессии, говорят.