Толкин всегда любил рисовать, любил писать и любил придумывать, причём придумывать очень фантастические, но очень правдоподобные истории. Профессиональным иллюстратором он никогда сам себя не считал, но вот это сочетание качеств привело к появлению пары весьма интересных моментов.
Прежде, чем перейти к ним, надо сказать, что рисунки Толкина в его книгах очень резко добавляют им "реалистичности", словно вы не читаете придуманную историю, а действительно держите в руках скопированные артефакты из летописей прошлого. Вот так выглядит надпись на Кольце, вот так - на могиле Балина, а вот так - врата в Морию. А вот эта карта - это не просто карта, а карта, нарисованная самим Бильбо, вон, смотрите, тут даже почерк мелкий и неряшливый, прямо как в тексте описано.
Но это всё мелочи. Но. Среди всего этого есть пара рисунков, которые особенно выделяются. Первый - это карта Трора, с помощью которой Бильбо и Торин смогли найти тайный вход в Одинокой Горе.
Для неё Толкин придумал, как реализовать невидимые лунные руны - он предлагал обратную сторону листа залить чёрной краской, оставив белым только отзеркаленные руны. Тогда их было бы видно на просвет. Он даже сделал набросок карты с пояснением (и это, кстати, та самая карта, "скопированная Б.Бэггинсом"):
Но издатель, при мысли, сколько краски придётся потратить на один рисунок, слегка прифигел и отказался от этой идеи. Он предложил Толкину напечатать карту на форзаце, а лунные руны написать сбоку - чтобы их закрывала суперобложка. Толкин в итоге согласился, перерисовал карту в горизонтальном формате (поэтому, кстати, у гномов на карте восток находится сверху), а рука, указывающая на дверь была спрятана под суперобложку. Но вот лунные руны в итоговой карте печатались простыми тонкими линиями, что, конечно, не шло ни в какое сравнение с изначальной задумкой автора.
Желание Толкина осуществилось только в 2016 году, когда вышло юбилейное подарочное издание "Хоббита". Сама книга полностью копировала формат самого первого издания, но к ней на отдельном листе плотной бумаги прилагалась эта самая карта, с лунными рунами, которые видны, если посмотреть сквозь неё на свет.
А вторая иллюстрация - это листы из книги Мазарбул. Это та книга, которую читал Гэндальф в Мории, и в которой рассказывается о злосчастной судьбе экспедиции Балина. Толкин подготовил три листа, которые читал Гэндальф:
И это удивительная работа - текст на них полностью совпадает с прочитанным (за исключением пары не особо важных предложений, которые Гэндальф в полумраке не смог разобрать), а сами листы не просто нарисованы, а именно сделаны - Толкин провёл кучу времени, имитируя удар от копья, поджигая и обрывая листы, размазывая текст и запятнывая его "кровью". Он хотел вставить их цветную копию в книгу (и, возможно, предоставить читателям частично разбирать), но всё опять упёрлось в экономические вопросы. "Властелин Колец" выходил в послевоенное время, и в издательском ремесле царил жёсткий дефицит бумаги, красок и всего прочего. Поэтому три полноразмерных цветных листа, по мнению издателя, стоили бы слишком дорого, унося цену на и без того немаленькую книгу чересчур высоко. Разочарованию Толкина не было предела, но сильно спорить он не стал. И, в отличие от некоторых других рисунков, эти листы до сих не попадают в издания "Властелина Колец". Но хоть художникам-постановщикам экранизации было, откуда брать пример.