В 1 части мы рассмотрели стратегии, к которым прибегнул российский бизнес ради спасения во времена пандемии COVID-19. В этом же материале сосредоточимся на решениях импортозамещения, которое было вызвано кризисом 2022 года.
“Черный лебедь” в виде СВО вызвал экономический кризис не только в России, но и во всем мире. Не успел бизнес восстановиться после COVID-19, так введенные санкции против России снова начали “точить” экономику страны. К слову, РФ — рекордсмен по количеству введённых санкций против государства: 7 883 пунктов.
Одни из самых существенных проблем на сегодняшний день: ограничение потоков импорта и экспорта страны, снижение покупательского спроса, безработица за счет потери рабочих мест из-за ухода иностранных компаний, проблемы с логистикой товаров, ограничения платежных возможностей (в первую очередь из-за отключения от SWIFT ряда банков и уход платежных систем), ограничение ряда рекламных каналов (YouTube, Instagram*, Facebook*) и т.д. Эти проблемы, лежащие на поверхности, вызывают ряд иных проблем, и перед российским бизнесом все ещё стоит вызов — “выстоять”.
Также кризис, вызванный СВО, наглядно продемонстрировал и вывел на поверхность цифры, доказывающие степень зависимости России от импорта в важнейших сферах. По данным Центра макроэкономического анализа и прогнозирования росбизнес понес следующие потери в процентном соотношении:
- 48,2% - Фармакология
- 44,7% - Химическая промышленность
- 32,2% - авиа и ЖД, кораблестроение
- 27% - автомобилестроение
- 26,8% - производство пластмассы и резины
- 19,9% - производство бумаги
- 19,4% - производство электрооборудования
Переориентация рынка на импорт из восточных дружественных стран тоже не стала такой масштабной, как ожидалось, т.к. Северная Америка и Европа надавили угрозами введения санкций уже и в их сторону. Поэтому большие надежды возлагаются на ресурсы внутри России.
Мы резюмировали несколько решений в разных сферах бизнеса, которые можно считать “маленькими победами”, хоть впереди еще большая череда сложностей. В основном все решения, как в сфере B2C (“бизнес, предоставляющий услуги и продукты для физических лиц”), так и в B2B ( “бизнес, предоставляющий услуги и продукты для юридических лиц”) сконцентрировались в едином поле понятия “импортозамещение”.
Платежные системы
Нишу, которая освободилась после ухода VISA и Mastercard мгновенно заняла российская платежная система “МИР”, разработанная НСПК еще в далёком 2014 году. Это сильно облегчило жизнь российскому бизнесу, поэтому данное импортозамещение мы бы назвали самым удачным из реализованных.
Помимо государственных органов и банковского сектора, fintech вендоры также предоставили ряд услуг для внутреннего рынка.
Например, LIFE PAY во второй половине 2022 года предоставила платежный интернет-модуль, который мог принимать оплату с иностранных карт. Новинка предназначена для российского онлайн-бизнеса, который имеет много клиентов за рубежом. В основном, это пользующиеся популярностью российские онлайн-курсы.
Также в мае LIFE PAY выпустил технологию, позволяющую принимать оплату касанием смартфона (по аналогии с Apple Pay и Google Pay) — NFC-микрочип.
Импорт
Прямой импорт в Россию сейчас ограничен из-за наложенных санкций. Поэтому российское руководство приняло решение эксплуатировать каналы параллельного импорта. Параллельный импорт (“серый импорт”) — это ввоз в страну товаров без какого-либо разрешения правообладателя товара. В разных странах к данному явлению относятся по-разному. Однако в России 28 июня 2022 года был подписан закон, узаконивающий “серый импорт” и снимающий какую-либо ответственность с компаний, которые занимаются им.
Сервисы
Здесь яркий кейс — социальные сети. Надо признаться, у России уже была некоторая “фора” в этом вопросе, т.к. две популярные российские соцсети Telegram и Вконтакте были разработаны под руководством россиян. Популярность “детищ” Павла Дурова только возросла в связи с отменой всеми привычных Instagram* и Facebook*, и многие пользователи мигрировали именно туда. Параллельно сейчас идут интенсивные работы по совершенствованию российской видеоплатформы RuTube. Конечно, до универсальных YouTube и TikTok отечественному видеохостингу еще далеко, однако часть блогеров уже дублируют свой контент на RuTube, т.к. в YouTube монетизация каналов для российских пользователей отключена.
Ресторанный бизнес
В плане импорта продуктов, одно из самых универсальных решений — переориентация на использование локальных продуктов. Некоторые рестораны из-за этого чуть поменяли концепцию меню. К счастью, импорт с Востока и отечественные поставки не нарушены, поэтому пул базовых продуктов был сохранён. Однако некоторые рестораторы отмечали проблемы с поставками алкоголя: ром, текилу и бурбон Россия не научилась производить.
Таким образом, то самое волшебное слово “импортозамещение” все-таки оказалось весьма эффективным в некоторых сферах российского бизнеса. Однако впереди еще большое количество работы в сферах авиа и автомобилестроения, фармацевтики, химпрома, программного обеспечения и т.д. Как дальше произойдёт — увидим.
Больше интересных вещей читайте на нашем телеграм канале
*Fаcebook (компания Meta) - социальная сеть, признанная экстремистской в России
*Instagram - социальная сеть, признанная экстремистской в России