Нет, наверное, в нашем государстве ни одного православного человека, которому не известно было бы имя великого игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Со школьных времен известен нам духовный подвиг этого святого старца, с именем которого связана победа русских воинов в сражении на Куликовом поле в 1380 году. А многие из нас не раз бывали и в созданной им Троице-Сергиевой Лавре, где уже более 600 лет пребывают нетленные мощи святителя, и не раз просили о помощи этого славного подвижника, до сей поры предстательствующего за нас пред Богом.
Однако почему-то многих верующих людей, порой даже и весьма знающих, врасплох застает вопрос о личности человека, с которым преподобный старец сам советовался в его тяжелых подвижнических трудах и которому сам он исповедовался, ища душевного утешения. И, хотя святитель преисполнен был благодати Духа Святого и был удостоен видения Пресвятой Троицы, все же, и он был земным человеком, и потому ему тоже необходимо было изливать душевные чувства кому-то из близких по духу людей.
И уж совсем удивителен тот факт, что духовником преподобного Сергия Радонежского долгие годы был весьма молодой человек, почти юноша по сегодняшним меркам, который и сам то был некогда учеником святого старца, однако так духовно возрос под его руководством, что, в скором времени, сделался главным советником и исповедником игумена Троицкой Лавры.
Звали этого благочестивого юношу Саввой. Сегодня Церковь чтит его под именем преподобного Саввы Сторожевского и вспоминает подвижническое житие этого угодника каждый год 16 декабря.
КЕМ БЫЛ ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
Еще в молодые годы, скрыв свое высокородное происхождение и сменив дорогие одежды на власяницу, пришел к Чудотворцу Сергию двадцатилетний юноша Савва и, поселившись при созданной старцем обители, через некоторое время принял здесь постриг.
Весь период духовного окормления его преподобным старцем был тот юноша во всем послушен своему наставнику, с кротостью исполняя возложенные на него послушания. Дни проводил он в бдительной заботе о чистоте духовной, в непрекращающихся молитвах и строгом воздержании. Ранее других спешил он в церковь, где редко удерживался от рыданий во время службы, обильно изливая слезы от глубочайшего сердечного покаяния. Из-за этих то слез его, да еще из-за того, что был он всегда послушен и немногословен, стал даже кое-кто из братии поговаривать, что не иначе как блаженен инок то сей: что не поручишь ему - молча исполнит, что не скажешь - никогда не выкажет ни к чему недовольства, голоса его почти никто и не слышал, зато на глазах слезы всякий день… И неведомо было Троицкой братии, что под простодушным обликом укрывал инок Савва один из величайших Даров Вседержителя – необычайную премудрость, которой удостоен он был от Господа и, благодаря которой, разумевал он суть всякой вещи гораздо лучше, чем иные насельники монастыря.
И лишь от великого старца Сергия не укрыт был тот Дар молодого монаха. Игумен, ведь, был прозорливцем и ни одно человеческое сердце не могло сокрыть от него своих таин. Предвидел святитель грядущее этого юноши и ведал, что положил начало подвижничеству своему в окормляемой им обители будущий великий чудотворец Земли Русской. Вот потому-то и поставил его преподобный старец наставником над другими черноризцами и сделал его, к тому же, своим личным духовником.
В ту пору Господь даровал православному воинству славную победу над Мамаевыми полчищами, и после того легендарного события князь Димитрий Иоаннович, прозванный потомками Донским, едва оправившись от ранения, поспешил с благодарением в Троицкую Лавру к своему духовному отцу Сергию Радонежскому. Князь рассказал тогда преподобному, что перед боем дал обет Искупителю в случае одоления вражеского войска выстроить монастырь в честь Успения Его Матери. Он просил святителя указать ему для того подходящую местность.
Святой чудотворец обошел тогда немало окрестных просторов, но более всего умилило его сердце место близ реки Дубинки - там и возвели Успенскую обитель, настоятелем которой поставил прозорливый игумен кротчайшего из братии – преподобного Савву.
И молодой подвижник оправдал надежды преподобного Сергия. Управляя этой обителью, проводил он свое житие подобно ангелам. Подвизался в бодрствовании и воздержании, питался одними только пустынными растениями и никогда не носил одежд из мягкой ткани. Как и прежде, проливал он обильно слезы при богослужениях и, ради покаяния, возлагал на себя тяжелейшие ограничения. Так прожил он более 10 лет, заботясь о каждом из вверенных его окормлению иноков. По кончине же святого Сергия Радонежского принял он управление над Троицкой Лаврой.
Как-то посетил Лавру звенигородский князь Юрий Димитриевич, связанный с этим священным местом духовными узами. Преподобный Сергий Радонежский был его крестным отцом, а преподобный Савва – отцом духовным.
Поклонившись монастырским святыням и получив благословение настоятеля, стал просить он игумена посетить его терем, чтобы благословить и его домочадцев. Преподобный Савва согласился. Однако, как только приехали они в Звенигород, стал князь Юрий умолять старца не удаляться от него снова в свою обитель, а поселиться близ Звенигорода - в монастыре на горе Стороже - в полутора верстах от княжьего терема. Для большей убедительности приказал князь отвезти своего гостя в указанное место, чтобы преподобный смог сам увидеть присутствующее там благолепие.
И, действительно, показалась та местность святому Савве подобной Раю, наполненному благоухающими цветами. Припав к Смоленскому лику Владычицы, который всегда возил он с собой, игумен произнес в тот час: «Владычице мира! Пресвятая Богородица! Не отрине мене, убогого раба Своего! Призри на место сие и сохрани его навеки безопасным от врагов».
Так перешел подвижник на новое место трудов своих.
При настоятеле Савве построена была здесь церковь Рождества Божией Матери, неподалеку от которой расположилась маленькая келья игумена. Много людей приходило к нему в ту пору, и каждого из них стремился он опекать так, как делал это его учитель – преподобный Сергий Радонежский.
В 1399 году князь Юрий Димитриевич по приказу его старшего брата Василия Московского отправился в поход на волжских булгар. Перед этим он посетил своего духовного отца, и тот предрек ему славную победу и скорое возвращение. И после того, как исполнилось это пророчество святого Саввы, благодарный правитель Звенигорода возвел на месте деревянной Рождественской церкви каменный храм.
Множество людей посещало маленькую келью святого Саввы на горе Стороже. Со всей округи шли к нему подмосковные жители со своими нуждами. Число их становилось все больше и больше, и потому, избегая прославления мирского, подвижник решил оставить обитель, удалившись от нее на версту. В лесном овраге выкопал он небольшую пещерку и пребывал в ней в полнейшем безмолвии. Молитвенные труды сочетал он, по примеру св. Антония Великого, с трудами физическими: он собственноручно выкопал под горою колодец для братии, а по ночам разносил дрова по их кельям.
Так подвизался этот преславный угодник Божий вплоть до кончины, предчувствуя которую, назначил он вместо себя игуменом тезоименитого ему ученика – инока Савву.
Почил преподобный Савва Сторожевский 3 (16) декабря 1407 года, а в 1507 году, после множества дивных чудес, произошедших по молитвам у его усыпальницы, этот подвижник был причислен к лику святых.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
По молитвенному предстательству этого праведника произошло в Земле Российской множество удивительных чудес. История и Церковное Предание, бережно сохраняемые благочестивыми предками нашими, повествуют о некоторых из них.
Так, по Преданию, в декабре 1651 года преподобный игумен Савва спас от неминуемой гибели государя Алексея Михайловича, когда тот, охотясь в звенигородских лесах, заблудившись, неожиданно вышел прямо к медвежьей берлоге. После того случая мощи праведника по велению царя были открыты и с торжественностью помещены в богатую усыпальницу. Случилось это через два с половиной столетия после кончины святого – 19 января 1652 года.
А еще через несколько лет, в 1668 году, по велению Алексея Михайловича для Сторожевского монастыря отлили больших размеров колокол. По Преданию, голос этого Благовеста слышали даже в царственном граде Москве.
Одно из известнейших событий, связанных с именем преподобного, случилось в ночь на 1 сентября 1812 года, когда пасынку Наполеона принцу Эжену Богарне, командовавшему разграбившими Сторожевскую обитель французами, явился в видении старец в черных монашеских одеяниях, пообещавший принцу сохранение жизни, если солдаты его не тронут мощи святого Саввы.
Утром принц Эжен узнал явившегося ему в ночи черноризца на образе, размещенном над мощами подвижника. Склонив колени перед иконой святого, он просил его благословения… Ни в одной из последующих битв принц не получил ни царапины, а возвратившись на родину, он поведал родным о случившемся и завещал им всегда чтить преподобного Савву.
*Кое-кто из потомков принца утверждал даже, будто бы Эжен Богарне перед кончиной принял Православие, крестившись с именем Евгений.
Однако мощи преподобного Саввы Сторожевского, все же, были осквернены в период богоборчества. Непросто было изъять атеистам из монастыря его святого настоятеля: местные жители и священство непреодолимой крепостью встали в ту пору на пути безбожников. Завязалась драка, были погибшие с обеих сторон. Троих насельников обители расстреляли, однако погиб, растерзанный, и комиссар вторгнувшегося в монастырь отряда Константин Макаров. Тело его было сброшено в расположенное неподалеку озеро, откуда, по народному Преданию, исторгнуто было оно ввысь Неведомой Силою. Комиссар развернулся в сторону разоренной им обители, и перекрестившись, просил простить его. Лишь после этого тело безбожника вновь опустилось и скрылось под водой.
Преподобного старца, лишив монашеского облачения, вывезли из обители. Лишь по величайшей милости Вседержителя часть честного тела его сохранена была в Даниловом монастыре. Саму же Сторожевскую обитель переделали поначалу в общежитие для беспризорных, затем в лагерь пленных, а впоследствии устроили здесь санаторий, в котором старинный государев Благовест созывал отдыхающих в столовую.
Но и в годы лихолетья святой Савва хранил свою обитель. По свидетельству старожилов, в годы войны на эту территорию не упал ни один снаряд, хотя бои проходили всего в 3 км от обители. Это настолько изумило тогда местных жителей, знавших об участи разрушенного до основания другого подмосковного монастыря - Новоиерусалимского, что в те годы появилась в народе поговорка: «Савва свой монастырь рукой прикрыл».
В 1946 году Сторожевский монастырь отреставрировали, после чего устроили здесь музей. Каждый год, 16 декабря, в день памяти преподобного Саввы, приезжал сюда автобус из Троицкой Лавры, в котором находились паломники, получившие разрешение провести здесь краткий молебен. Сразу же после службы верующих увозили с территории музея. И только в 1995 году обитель поэтапно начали передавать Церкви. А в августе 1998 года возвращены сюда были и мощи ее покровителя, перенесенные из Данилова монастыря.
Заново отлили в те дни и Большой Благовест.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНАХ СВЯТОГО САВВЫ
Церковное Предание повествует, что через некоторое время после кончины преподобного Саввы предстал сей угодник в видении новому настоятелю Сторожевской обители игумену Дионисию, повелев изобразить свой лик. Изумленный Дионисий тотчас призвал к себе старца Аввакума, в юности видевшего преподобного Савву, и тот описал игумену облик праведника. Настоятель, выслушав старца, убедился, что видел именно самого Чудотворца Савву, а потому собственноручно изобразил угодника, поскольку был Дионисий превосходным иконописцем. Так была создана первая икона святого Саввы Сторожевского.
Традиционно преподобного изображают в темном иноческом одеянии. Черный цвет его мантии символизирует отрешение подвижника от жития, преисполненного суетности и мирских искушений, а также от губящих душу пристрастий. Персты его десницы обычно сложены в благословляющем жесте, а в другой руке держит он свиток с Евангельскими поучениями либо лик Пресвятой Владычицы.
Иногда святого игумена Савву пишут на фоне созданной им Сторожевской обители, подчеркивая тем постоянное и незримое его попечение о ней.
В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга находится интереснейший житийный образ этого угодника, созданный в 1812 году. Клейма иконы воссоздают биографию подвижника со дня его пострижения преподобным Сергием Радонежским до явления святого Саввы игумену Сторожевской обители Дионисию. На этой же иконе можно видеть изображения и многих чудесных деяний старца: исцеление им расслабленных боярских сыновей Даниила и Иоанна, изгнание демонов из беснующегося и спасение им обители от разбойных людей.
Не менее интересны и современные житийные композиции на иконах этого угодника. Они дополнены клеймами со сценами, изображающими как подвижник благословляет преподобного Андрея Рублева трудиться над росписью Рождественской Сторожевской церкви, как он вместе с отцом Нилом наставляет этого иконописца правильному отображению в художественном творчестве неисповедимой тайны Пресвятой Троицы.
Встречаются на его ликах также клейма, повествующие об исцелении подвижником некоего боярина монастырским квасом, о воскрешении им жены, убитой грозой.
Нередки в наши дни и композиции, в которых образно повествуется об истории мощей настоятеля Саввы, вернувшихся в Сторожевскую обитель после длительного периода атеизма.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
К угоднику Божиему Савве верующие притекают со всякими житейскими своими нуждами и скорбями.
Как и ко всякому благочестивому подвижнику, к нему обращаются с прошением помочь в противостоянии страстям и искушениям, одолевающим человека на протяжении всего его жизненного пути.
Его помощи просят, если требуется разрешить затянувшиеся неурядицы или если возникает непонимание, как поступить в сложившихся обстоятельствах. Поскольку святой Савва наделен был даром необычайной премудрости, его предстательством может вразумиться и всякий обращающийся к нему человек.
В одно засушливое лето по молитвам этого праведника изведен был дивным образом из земли водный источник, спасший от жажды не только насельников Лавры, но и жителей окрестных селений. Потому и сегодня верующие просят его о спасении людей от засухи и от голода, а также о «благорастворении воздухов» - то есть о благодатных условиях природы, способствующих обильному урожаю.
И, конечно же, к праведному старцу Савве притекают богомольцы в надежде исцеления от различных недугов, ведь житие его повествует о множестве подобных случаев. По молитвам святому исцелен был незрячий инок, отерший глаза свои покровом с гробницы подвижника. Исцеление у его мощей получил страдающий неизлечимым недугом Сторожевский игумен Мисаил. Преподобный Савва поднимал расслабленных и врачевал всякие сложные болезни.
Несколько свидетельств паломников, побывавших у мощей этого угодника:
***
«17 сентября были в монастыре с мужем. Приложились к мощам преподобного Саввы. Могу сказать, что боль в спине (грыжи межпозвоночных дисков) исчезла!!!! Я не молилась за себя - только за детей, отца, мужа. Прошла неделя – боли нет! На душе – Праздник!»
***
«Впервые я оказалась в Саввино-Сторожевском монастыре 3,5 года назад. К тому времени уже несколько месяцев я пребывала в депрессии после развода и смерти бабушки. Несмотря на то, что работала врачом-психиатром, я не понимала, что со мной, хотя, по сути, была как ходячий труп. И вот как будто бы случайно приехала в монастырь. Как на экскурсию. Я крещеная с детства, но живой веры у меня не было. Уже перед входом в монастырь со мной заговорили трое прихожан, которые, как я потом узнала, ежедневно приезжали туда. По дороге до храма они успели рассказать, что если что-то очень нужно, можно попросить об этом перед мощами преподобного Саввы. Но я не знала, что мне нужно, и не попросила ничего. При входе в монастырь у меня возникло необычайное благоговение. При входе в храм оно умножилось, и я приложилась к мощам, ничего не прося, а просто испытывая это чувство. Потом меня отвезли в купель, и при выходе из нее я впервые за несколько месяцев ощутила прилив энергии и даже почувствовала себя счастливой. Мне сказали, что это благодать. После этого как будто глаза открылись: как я живу? Зачем? Захотелось пойти на исповедь. Сотрудница церковной лавки помогла мне – подобрала литературу.
После той поездки все в жизни начало налаживаться – отношения с отцом, на которого несколько лет я была в обиде после его ухода из семьи, профессиональная деятельность (я стала психотерапевтом и решила придерживаться православного направления в психотерапии). Спустя несколько дней после возвращения в Москву из первой поездки к преподобному Савве я встретила молодого человека. Вчера мы подали заявления в ЗАГС. А главное – это новая жизнь, одухотворенная, настоящая. С благодарностью и все новыми и новыми просьбами я периодически приезжаю к преподобному Савве. И всегда со мной его образ, а в душе – самые теплые чувства и уверенность, что преподобный Савва чудесным образом помогает мне каждую минуту моей жизни!»
***
«У нас с мужем чуть больше года не было детей, я очень переживала. В августе 2010 года нас друзья пригласили вместе поехать к вам в монастырь! Мы поехали - и спустя 9 месяцев я стала мамой. В июле 2012 года мы с мужем поехали к вам снова, и через 9 месяцев у нас родился сын! В этом году в июле у меня был отпуск, и мы купили квартиру неподалеку от вас! Решили заехать к вам, поблагодарить и помолиться! Сейчас мы ждем снова малыша! При этом в третий раз зачатие происходит на ту же неделю, что и поездка, и не зависит от моих природных функций!!! Все врачи, кто вел и ведет беременность, в недоумении от сроков! Я лишь могу это объяснить, как чудо! Ведь сколько раз мы были у вас - столько у меня деток! Вот такое у меня чудо! А 4 года назад ко мне приходили мысли, что я вообще не могу иметь детей!»
***
«Прохожу лечение химиотерапии. После первого курса мне было очень плохо. Моя подруга поехала в монастырь помолиться. Сначала я не знала об этом, но после второго курса мне стало намного лучше. Потом она поехала второй раз, и у меня стали появляться силы. И пришло успокоение, что все будет хорошо. Чувство, что я смертельно больна, ушло. Слава преподобному Савве и Господу Богу!»