Уважаемые читатели, сегодня расскажем о необычной судьбе Марфы Матвеевны Апраксиной, которая являлась царицей всего 71 день. Следует отметить, что царевны-девицы - весьма распространённое явление в допетровской Руси. При набожных царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче выдать замуж царскую дочь было невозможно. Брак с иноземным принцем не допускался по религиозным причинам, а с русским человеком, со своим подданным, даже из знатного рода считался недостойным царевны. Так, во времена Фёдора III в женской части Царского терема жили сразу 9 царевен-девиц - три Михайловны: Ирина, Анна и Татьяна, да шесть Алексеевен: Евдокия, Марфа, Софья, Екатерина, Марья и Феодосья. Однако, в отличие от царевен, царица-девица, то есть супруга царя, - случай уникальный в российской истории.
В 1681 году через три дня после родов умерла царица Агафья Грушецкая, первая супруга Фёдора Алексеевича Романова, а ещё через неделю - их первенец царевич Илья. Приближенные царя, постельничий Иван Языков и митрополит Иларион, уговорили государя жениться второй раз. По их совету выбор пал на дворянскую сироту Марфу Матвеевну Апраксину, свояченицу Ивана Языкова. Ходили слухи, что прохожие останавливались у окон Марфы в надежде увидеть её красоту.
Царь Фёдор, как и его отец Алексей, умерший в 47 лет, страдали цингой, то есть дефицитом витамина С, что, по-видимому связано с их рационом. Самые рьяные верующие питались хлебом и водой не только в дни постов, но и течение года по понедельникам, средам и пятницам. 15 февраля 1682 года состоялась свадьба 20-ти летнего Фёдора Романова и 15-ти летней Марфы Апраксиной. В день венчания царь занемог и проболел до Масленицы. Далее начался 48-дневный Великий пост, а на Пасху Фёдор снова слёг и через неделю умер. Так царица Марфа и осталась девицей до конца своих дней, храня верность Федору Алексеевичу.
На похоронах супруга она истошно рыдала. Возможно, поэтому в народе сложилась непристойная песня "Кто слышал слёзы царицы Марфы Матвеевны", за исполнение которой возбуждали уголовные дела. Во время стрелецкого бунта в мае 1682 года царица прятала у себя в чулане Нарышкиных и Андрея Матвеева. Последний являлся сыном Артамона Матвеева, опекуна Петра Алексеевича и воспитателя царицы Натальи Нарышкиной. Кроме того, Марфа Матвеевна, по некоторым источникам, являлась крестницей Артамона Матвеева, которого царевич Пётр очень любил и ласково называл дедушкой. Как только Марфа стала царицей, она успела выхлопотать помилование для Артамона Сергеевича, находящегося в ссылке. Наверное, этим она и приобрела расположение царевича Петра. В 1708 году только царица Марфа Матвеевна, царица Прасковья Фёдоровна, вдова царя Ивана V, и Наталья Алексеевна, полнородная сестра Петра, получили приглашение вместе с царской семьей переехать в Санкт-Петербург, в котором им отвели собственные дворцы. Следует отметить, что такой чести не удостоились ни тётки, ни единокровные сёстры царя, которых либо насильно подстригли в монахини, либо оставили на житье в Москве.
О дальнейшей жизни царицы Марфы Матвеевны сохранилось крайне мало сведений. Известно, что 5 раз в год она кормила по 300 нищих. Умерла в декабре 1715 года при странных обстоятельствах. У Петра Алексеевича в октябре 1715 родился сын Пётр. Государь так бурно праздновал рождение "Шишечки", что заболел и, казалось, находился при смерти. Царица Марфа навещала царя, но вскоре сама слегла и через несколько дней умерла. Считается, что причиной её смерти стало отравление маринованными грибами. При этом, Пётр лично присутствовал при вскрытии, так как хотел "узнать правду об этом кратком браке". Убедившись в непорочности царицы, Пётр одарил её брата Фёдора Апраксина богатыми дарами. Совпадение или нет, но как раз в это время Пётр Алексеевич думал о престолонаследии, поэтому оставим на суд читателя, была ли смерть Марфе Матвеевны случайной.
Во время похорон Марфы Матвеевны в январе 1716 года Пётр запретил старинную русскую традицию выть и причитать над телом усопшего с участием приглашенных плакальщиц. Поэтому, не исключено, что упомянутая выше песня "Кто слышал слёзы царицы Марфы Матвеевны" как раз и связана с запретом рыданий над гробом царицы.
В Версале и Шарлоттенбургском замке в Берлине представлены одинаковые портреты молодой женщины в богатейшем русском платье, очень похожей на Марфу Матвеевну Апраксину. Картина написана Мэтью де Англз в Париже и датируется 1702 годом. Однако, кому на самом деле принадлежит изображение - большая тема для отдельной статьи. Не пропустите в одном из следующих выпусков.