Власти Киргизии в 2021-м представили общественности грандиозный проект нового города Асман, который предполагается построить на берегу озера Иссык-Куль и сделать новым туристическим и экономическим центром страны. Современный мегаполис с населением около 500 тыс. человек должен вырасти на территории площадью 4 тыс. Га.
Откуда деньги?
Конечно, к данной инициативе многие отнеслись скептически, как внутри государства, так и в целом в среде профильных экспертов. В первую очередь, неверие в реализацию столь масштабной задумки связано с финансовым вопросом — откуда Бишкек при наличии тяготящего внешнего долга и рядом нерешенных внутренних проблем возьмет такие деньги? Речь идет о как минимуме $20 млрд.
Однако власти заявили, что выделение бюджетных средств в рамках проекта не планируется — город будут строить исключительно за счет частных инвесторов. И надо сказать, что к концу позапрошлого года таковые нашлись. Сообщалось, что интерес к кампании проявляют французы, а именно промышленная группа Bouygues, построившая немало знаковых объектов, включая тоннель под Ла-Маншем.
Более того, подчеркивалось, что предварительные работы на площадке могут стартовать уже весной 2022-го. Но этого не случилось. Хотя позднее появилось подтверждение того, что переговоры в этом направлении продолжаются и правительство не отказалось от своих планов. Стоит отметить, что город будущего активно поддерживает президент Садыр Жапаров, по утверждению которого Асман построят по той же методике, что и столицу Казахстана Астану. При этом глава государства замечает, что новый город не будет иметь аналогов в Киргизии. Во всех смыслах он станет уникальным.
А как же экология?
Изначально строить город планировали примерно в 15 км к востоку от Балыкчей, по сути, в биосферной зоне, что вызвало шквал критики со стороны экологов. После предварительных исследований участок решили передвинуть на 10 км ближе к аэропорту «Иссык-Куль». При этом, по заверению авторов идеи, площадь мегаполиса почти не изменится.
Но даже в таком варианте некоторые эксперты видят угрозу для окружающей среды, несмотря на то, что говорится об экологически чистом городе с возобновляемыми источниками энергии и другими современными технологиями, призванными минимизировать нанесение ущерба природе. По их словам, если бы речь шла о небольшом городе с населением примерно 20-30 тыс. человек, тогда воплотить задуманное было бы не так сложно. Но при заявленных параметрах создать экологически чистый мегаполис крайне сложно и очень дорого.
В качестве альтернативного варианта предлагается рассмотреть возможность возведения примерно 20 небольших населенных пунктов вокруг озера. Это, как видят отдельные эксперты, поможет не только успокоить экологов, но и облегчит привлечение инвестиций. Такой проект можно реализовывать поэтапно, вводя один объект за другим, равномерно распределяя население. Даже если по каким-то причинам, будет построено не 20, а, например, 10 поселков, они будут спокойно функционировать, принимать туристов. А в случае с мегаполисом есть риск получить крупный долгострой.
Мария Онучина, генеральный директор гостиничного оператора 25/7:
«Однозначно предсказать успех такого проекта непросто. В истории есть много примеров, когда с привлечением инвестиций город начал активно развиваться, как, например, Дубай. Также есть примеры, когда проект развивается не в соответствии с первоначальной финансовой моделью — можно вспомнить Иннополис. Если рассматривать проект на озере Иссык-Куль, как создание туристического кластера, то можно опираться на хорошие примеры уникального торгового предложения вкупе с природными характеристиками локации, такие как развитие туристического потенциала Алтая и Байкала. Это должно быть комплексное развитие территории с учетом интересов как туристического, так и бизнес-трафика, или же развитие направления экотуризма в регионе».
Примечательно, что ранее в районе Иссык-Куля планировалось начать разработку уранового рудника, но, благодаря противодействию со стороны общественности, проект свернули. Многие вспоминают, что во времена СССР в этих местах и вовсе строго запрещалось что-либо строить, дабы сохранить уникальность озера.
Инициаторы полны оптимизма
Автором проекта является архитектор Руслан Акматалиев, который в январе 2022-го заявил журналистам, что если бы он не был инициатором этой идеи, то и сам не верил бы в ее осуществимость. Впрочем, от его интервью явно веет оптимизмом как в отношении данного проекта, так и развития Кыргызстана в целом, который, по его мнению, в скором времени значительно преобразится и станет чуть ли не второй Швейцарией. Архитектор также уверено заявляет, что через десять лет в стране по улицам городов (не только Асмана) будут ездить лишь электромобили.
Тем не менее большинство не разделяют подобный настрой, памятуя о неудавшихся мегапроектах. В частности, вспоминают масштабную инициативу по строительству центра духовности и науки «Аалам Ордо». Его начали возводить на южном берегу Иссык-Куля в 2007-м. Но планы не увенчались успехом. Сегодня незавершенные объекты попросту зарастают травой. Есть опасения, что и с Асманом может произойти нечто похожее.