Найти тему
Ирина Соболева

"Холодная" рассылка резюме. Стоит ли заморачиваться?

В своей книге «Поиск работы по рецепту» https://irina-soboleva.ru/poisk-raboty-po-receptu я перечисляю 22 способа поиска работы. Среди них, конечно, работные сайты, рекрутинговые агентства, соцсети, знакомства и т.п. Но есть среди них и такой «невзрачный» пункт, как прямая рассылка резюме. Многие кандидаты пренебрегают ей, считаю этот способ поиска работы неэффективным, если компания не публиковала вакансии на работных сайтах или в карьерном разделе. А зря. В этом посте хочу привести несколько доводов «за» и личным опытом.

Итак, почему «заморочиться» все-таки стоит?
• Если у компании нет вакансий на сайтах по поиску работы, это не значит, что их нет в принципе. Нередко работодатели намеренно не размещают вакансии в открытом доступе.
• Поскольку большинство кандидатов не делает рассылку резюме по компаниям, а только откликается на опубликованные объявления, конкуренция в этом канале продвижения на рынке значительно ниже. К тому же, ваше резюме может попасть в компанию на первой стадии развития вакансии, когда потребность уже почти созрела, а поиск кандидатов еще не начат. Тогда конкурса не будет вообще – вы будете единственным кандидатом. Мечта, правда?)
• Даже если у компании нет сформированной потребности, но вы понимаете, что можете быть полезны бизнесу, отправить резюме стоит. Нередко предприимчивые собственники открывают новые вакансии, отделы и направления под перспективных кандидатов. Главная задача —показать работодателю, как вы можете принести ему прибыль.
• Искать сотрудников на работных сайтах и через кадровые агентства дорого. Компании будут счастливы, если заинтересованный кандидат сам пришлет резюме.

В каких случаях прямая рассылка особенно эффективна?
• Бизнесу всегда нужны и сотрудники основного бизнеса: анимационной студии нужны аниматоры; рекрутинговой компании — рекрутеры; ИТ-компании — разработчики; производственной компании — работники на производство; сети магазинов – продавцы и т.п. Если вакансии нет сегодня, она может открыться в любой момент. Получив резюме, HR сохранит его в базе и свяжется, когда появится потребность в таком сотруднике.
• Также бизнесу всегда, особенно в кризисные времена, нужны хорошие продавцы. Если вы хороший продавец, да еще и имеете опыт работы в той же отрасли, сделать рассылку нужно обязательно.

Как ее сделать?
На сайтах компаний часто указаны контакты отделов, а иногда и конкретных менеджеров по персоналу. Иногда указывают контакты руководителей. Но даже если таких контактов нет, все равно стоит отправить резюме на общую почту – возможно, его передадут тому, кому следует.

Что писать в сопроводительном письме?
Обязательно – что рассматриваете предложения о работе и на какую вакансию вы претендуете. Желательно – перечислить свои ключевые компетенции, которые нужны именно этой компании именно для такой должности.

А теперь я обещала поделиться своим опытом.
За эту осень и начало зимы я делала прямую рассылку резюме для четырех клиентов:
• Специалист по работе с договорами. Профессия довольно редкая: в компаниях, даже крупных, обычно один-два таких человека. Я не надеялась на сильный эффект. И тем не менее я отправила резюме в 103 компании и в 3 компании пригласили на собеседования.
• Специалист по продажам премиум-товаров. Я сделала рассылку в 370 компаний, продающих различные дорогие товары. 66 из них были самыми целевыми – в продажах этих товаров у клиентки был опыт. Из этих 66 компаний пригласили на собеседование две.
• Директор службы безопасности. Вообще очень редкая и редко сменяющаяся должность, на которую к тому же компании предпочитают нанимать по знакомству. Честно говоря, я вообще не рассчитывала, что будут собеседования по прямой рассылке. Однако из 474 организаций, кому я отправила резюме клиента, на встречи пригласили тоже три.
• Руководитель премиум-строительных проектов. Вот здесь я ожидала больших результат. Однако из 66 компаний, куда мы отправили его резюме, никто не пригласил. Так тоже бывает.

Какие сложности?
• Маленькая конверсия. Должно совпасть несколько факторов: у компании должна быть потребность, вы должны отвечать ее требованиям и резюме должно попасть нужному человеку. Как видите, конверсия по рассылке моим клиентам варьировалась от 0,5 до 3%. Не слишком-то много, согласна. Но для сравнения, по откликам на вакансии на работных сайтах приглашают обычно от 2 до 10%.
• Компании нужно найти. Сначала определить, какие именно компании. Потом найти сами компании. В каждой компании найти контакт отдела персонала. Составить сопроводительное письмо. И в конце отправить резюме. Это ооочень трудоемко. Поэтому у меня поиском компаний занимается аналитик, которому я плачу зарплату. Рассылку я тоже организую. Для клиента это бесплатно (входит в стоимость сопровождения
https://irina-soboleva.ru/soprovozhdenie-poiska-raboty) и не требует временных затрат.