Здравствуйте, дорогие читатели и гости канала!
Работая над вчерашней публикацией про блокаду Ленинграда, у меня совершенно не осталось ни времени, ни сил на подготовку традиционной для среды статьи с окрашенными фотографиями Петербурга.
Но традиция есть традиция, поэтому публикую статью в полюбившейся Вам тематике сегодня.
Итак, старые фотографии Петербурга, окрашенные с помощью искусственного интеллекта.
Исследуя тему торговли в дореволюционном Петербурге, мы с Вами уже немного прошлись по Невскому проспекту, исследовали один из популярнейших гастрономов «О-Гурме» и побывали в центре торговой жизни – Гостином дворе.
Если пропустили, то все эти публикации можно найти здесь:
Сегодня предлагаю немного погрузиться в атмосферу того времени и попробовать воссоздать привычный уклад, так называемой, мелочной торговли в многочисленных торговых лавках, разбросанных по всему Петербургу.
Несмотря на то, что торговая жизнь в городе особым образом кипела среди торговых рядов и на рынках, формат (как бы сейчас назвали) торговли в магазинах у дома был очень популярен в дореволюционном Петербурге.
Когда в городе стали массово возводить доходные дома (где-то с середины 1800-х), то первые этажи стали сразу проектировать в качестве торговых помещений или для размещения каких-либо контор. И постепенно торговля вышла за пределы рынков и рассредоточилась по мелким, но очень многочисленным лавкам. Согласно статистическим данным к концу 19 века в Петербурге работало больше 20 тысяч лавок, магазинов и других торговых заведений.
Маленькие лавки и магазины побольше имели отдельный вход и часто были заполнены товарами сверх меры, загромождая этот самый вход.
Что продавали?
Ассортимент был огромен! Свежая выпечка и хлеб, молоко и масло, крупы, мясо и колбасы, фрукты и овощи, консервы и пряности, чай и кофе, табак и многое другое. Что-то было нарезано и расфасовано, но большая часть продуктов лежала на торговых лавках «как есть». Ни о каком товарном соседстве тогда особо не думали, а нагромождение одних товаров на другие считалось изобилием и признаком того, что у торговца дела идут в гору, а значит и товары у него должны быть качественными и свежими.
Удивительно, но дефицита товаров не было, и многие лавки торговали даже импортными продуктами.
В Петербурге в то время вообще было достаточно много иностранцев, которые прививали любовь к привычным для себя продуктам питания. Например, самая многочисленная немецкая «диаспора», ввела в употребление копченую колбасу, и немцы практически имели монополию на ее изготовление и продажу. Русские же мастера колбасного дела изготавливали в основном вареную колбасу.
Также немцы варили собственное пиво.
А импортный алкоголь продавался почти повсеместно, в основном это были различные вина, которые нередко ввозились в Россию целыми бочками. Однако отечественные вина составляли им нешуточную конкуренцию и считались по-своему модными среди аристократии. А вот водка и пиво постепенно были «вытеснены» с их столов утонченными винами, и стали ассоциироваться с простонародными напитками, а их употребление стало признаком дурного тона.
Некоторые лавки специализировались на товарах одного вида. Например, булочные, овощные, бакалейные и т.п. Лавки эти могли быть совсем мелкими. Так, мелкие мясные лавки могли держать «перекупы» и торговать только говядиной, например. А были и крупные торговцы. Если и дальше проводить аналогию с мясом, то таких торговцев называли «быкобойцами». Они закупали самостоятельно скот, откармливали его и забивали, что позволяло им самостоятельно регулировать цену и торговать широким ассортиментом товаров – мясом всех «мастей», салом, кожей, субпродуктами, продуктами переработки и т.д. И те, и другие магазинчики называли «лавками», но разница, как говорится, налицо.
Но все же местом сосредоточения мясной торговли в Петербурге того времени был район, где ныне пересекается Московский проспект и Обводный канал. Здесь располагались скотобойни, и мясо здесь можно было купить парным и без переплат.
Мясной ассортимент, кстати, был весьма непривычным по современным меркам и помимо привычного сегодня мяса, продавали тушки зайцев, уток и диких гусей, фазанов и т.д.
Рыба в Петербурге конца 19 века тоже была в изобилии – и свежая, и копчено-соленая. Широко продавалась в лавках и небольших магазинчиках, но наиболее популярным местом, где можно было купить свежую рыбку, был район Обуховского моста через Фонтанку. Там можно было купить живую рыбу, которую держали здесь прямо в воде на специально оборудованной барже.
В небольших лавках работали чаще всего их же хозяева, а в магазинах побольше моли быть еще и приказчики. Также при некоторых более-менее крупных магазинных работали подручные и разносчики, которые могли доставить покупки до дома.
И если во всех описанных выше аспектах можно проследить некоторое сходство с сегодняшними небольшими магазинами, то вот что действительно кардинально отличалось, так это мера весов.
Так, например, вес чаще всего указывался в фунтах (менее половины килограмма). Однако отвесить товара могли в буквальном смысле на грамм – чай нередко отвешивали на одну заварку, крупу на разовое приготовление каши, хлеба на один прием пищи и т.п.
И такие непривычные меры были во всем: яйца мерили дюжинами, жидкости – чарками и шкаликами, сыпучие продукты (сахар, крупы и т.п.) – гарнцами и стаканами.
Еще несколько фото напоследок и буду заканчивать на сегодня, а то у меня снова какая-то огромная статья получается.
Надеюсь, что Вы не зря потратили свое время и узнали что-то новенькое сегодня!