Найти тему
СВОЛО

Смелый Слаповский 3.

Эту вещь вот уж почти год, как я не могу опубликовать в эл. журналах. За то ли нечитабельность, то ли из-за боязни главредов стать нерукопожатыми у проукраински настроенных либералов. И я решил публиковать её у себя и по кусочкам.

На 187-й странице снова потянуло комментировать.

Мне пришло в голову, что Слаповского можно спасти от упрёка в нехудожественности (т.е. в отсутствии подсознательного идеала), если искажения действительности (выставление русских неотзывчивыми в глубине души) истолковать образом изъяна какого-то в его подсознательном идеале. Как у футуристов. Они обожали всяческий прогресс. Но тот обязательно оказывался со страшным изъяном. И воспевать свой вариант прогресса приходилось как бы до боли закусив губу. Самый яркий пример – Маяковский. Он был за коммунизм. А при том общественное устройство – анархия (или федерация федераций, по Прудону). В СССР же – централизм. Или раньше. Он – за революцию. А бац – поражение её в 1906 году и продолжения нет и нет, и он, большевик, её предал, став поэтом. Сердце – хоть лопни. И – не применявшиеся (как плохие) в 19 веке тонические стихи идут в ход. То же с паронимами. Их избегание сменяется насыщением ими. Или кино, это балаганное действо… Так брать у него приём монтажа и вставлять в стихи… И думать, что обновляешь поэзию. А не выражаешь подсознательную боль за пороки идеала.

Что если Слаповский страдает за исключительность России, которой она не только не стесняется, но поднимает на щит. И вот он берёт, выводит не стесняющегося своей ненормальности Евгения (тот непрерывно наговаривает на диктофон, что он думает, делая свой душевный мир прозрачным для всех). Что является искажением действительности. Мало того, заставляет Евгения, - а когда увлекается, то – себя самого, - выставлять напоказ ментальные пороки русских. На 187-й странице – коллективизм в виде субботников: как средство от «повседневных одинаковых хлопот и скуки личной жизни».

Это понять надо.

Идеал Слаповского – индивидуализм. Но у того изъян: мелкость (крупности индивидуализм достигает в фашизме). А кругом – инерция (память о) крупности, оставшаяся после того, что (неверно) называлось социализмом. – Так – поиздеваться над своим негативным переживанием мелкости, поиздевавшись над якобы крупностью коллективизма. – Как Маяковский, издеваясь над мещанством, его в себе изживал, так Слаповский, издеваясь над коллективизмом, оставшийся в себе коллективизм изживал – ради торжества индивидуализма.

*

На странице 190-й роль закусывания губы до боли исполнило едва переносимое занудство Евгения насчёт его восхищения женщиной во власти, которое было средством привлечения внимания этой женщины, главы украинской части Грежина (куда Евгений попал). То есть не правдой-восхищением, а ёрничанием. То есть подсознательным идеалом автора тут придётся счесть что-то обратно. Что? Фашизм? – Непереносимое занудство – средство скрыть такую бяку как фашизм… Как Маяковский трудностью понимания его стихов, оснащённых нехорошестями (если по-старому), маскировал подсознательный идеал анархии, непереносимый в СССР.

М-да. Фашизм мелкости лишён… Коллектив индивидуалистов с фюрером во главе.