Современные автомобили даже бюджетного уровня буквально напичканы различной электроникой, в том числе и ассистентами помощи водителю. Почти все их обозначения скрываются за громоздкими аббревиатурами, а на деле функционируют лишь в виде раздражающей вибрации или звукового сигнала, как система контроля усталости, например.
Но есть среди них и те, что значительно облегчают вождение автомобиля даже в плохую погоду. И королем таких помощников справедливо считается ESP.
Откуда ноги растут.
ESP – Аббревиатура словосочетания Electronic Stability Program, которое в переводе звучит как «электронная система динамической стабилизации автомобиля». Ее основной задачей является сохранение курсовой устойчивости при заносе и боковом скольжении. Поскольку ESP была внедрена в массовое производство автомобилей более трех десятков лет назад, то есть в период, предшествующий глобализации масс-маркетинга, со своим назначением данная система все это время успешно справлялась и по самым грубым подсчетам предотвратила более полумиллиона аварий и гибель сотен тысяч автомобилистов.
Разработки вспомогательных водительских ассистентов начались еще в 1930-х годах, когда немецкий инженер Роберт Бош запатентовал систему ABS (Anti-lock Braking System), предотвращавшую блокировку колес при экстренном торможении. Данный инструмент перешел в автомобилестроение из авиации. Смысл его заключался в том, что кратковременное разжатие тормозных колодок не давало жестко заблокированному колесу начать скользить и, как следствие, уйти в занос. Однако внедрение столь полезной функции в серийное производство транспортных средств происходило на протяжении почти 40 лет. Первыми здесь были инженеры Mercedes-Benz, которым активно содействовали специалисты Bosch.
Первые системы ABS были устроены довольно просто и состояли из датчиков скоростей вращения колес, электронной платы управления и специального гидроблока, регулировавшего давление тормозной жидкости отдельно для каждого из прижимных механизмов. Благодаря гибкой и быстрой работе этого модулятора автомобиль получил возможность сохранять стабильность и управляемость даже при экстренном торможении.
Со временем система совершенствовалась, стала более быстродействующей. Вдохновленные успехами автомобильные инженеры пришли к пониманию, что ее потенциал можно использовать не только для торможения. В конце 1980-х компания Bosch серийно внедрила трекшн-контроль – электронный помощник водителя, препятствующий пробуксовке колес. Но главным событием здесь стало появление ESP.
Первой машиной, на которой появился такой функционал, оказалось купе Mercedes-Benz S-класса, для которого уже в 1995 году ESP вошла в стандартную комплектацию версий с двигателями V12. Однако спустя всего 4 года данным электронным помощником стали оснащать вообще все автомобили с трехлучевой звездой (не последнюю роль в этом сыграл провальный «лосиный тест» хэтчбеков A-класса). В дальнейшем ESP вошла в список обязательных функций практически всех новых моделей мировых брендов.
Принцип работы системы стабилизации.
Нагляднее всего принцип действия ESP отрабатывается на скользких покрытиях. Так, даже при несущественном превышении скорости во время входа в поворот автомобиль начинает скользить – в этот момент Electronic Stability Program (либо другие ее аналоги вроде DSC, ESC и пр.) стабилизирует транспортное средство, удерживая его на траектории. За счет чего это происходит?
Система ESP состоит из датчиков скорости (2), гидроблока ABS (1), а также сенсоров поперечного ускорения (3), угла поворота руля и угловой скорости вращения относительно вертикальной оси (разворачивающего момента) (4). В критический момент электроника (5) «понимает», что машина движется с избыточной скоростью, например, если при входе в поворот происходит ее занос, и выборочно подтормаживает колеса, одновременно снижая подачу топлива. При этом на приборной панели авто может начать моргать пиктограмма ESP, а водитель наверняка услышит хруст тормозных механизмов.
Алгоритм работы ESP очень сложен и требует длительных испытаний и скрупулезной отладки программы управления. Вполне закономерно, что лучшие системы курсовой устойчивости устанавливаются на дорогих спорткарах и автомобилях люкс-класса – и те и другие априори отличаются более совершенными механическими компонентами. В систему могут добавляться дополнительные функции вроде автоматической просушки тормозных механизмов во время дождя. Но даже в недорогих машинах ESP наверняка может предотвратить потерю управляемости.
Расширенный функционал ESP.
Современные системы стабилизации могут не только бороться с заносом или сносом автомобиля с трассы. Имитация блокировки межколесных дифференциалов помогает выехать из сугробов, а также справиться с диагональным вывешиванием на местности с крутым рельефом или на бездорожье. В этом случае электроника притормозит разгруженное колесо, из-за чего крутящий момент передастся на другую сторону оси. Отметим, что эта функция имеется не только у полноприводных машин.
Схожим образом ESP ведет себя и в спортивных автомобилях: на треке электроника выборочно подтормаживает колеса, управляя вектором тяги. Это помогает нивелировать ошибки водителя и делает входы авто в повороты более направленными, что улучшает время прохождения круга, к примеру.
Продвинутые системы имеют несколько ступеней работы так называемого трекшн-контроля и самой ESP. Так, на уже не раз упомянутом скользком покрытии электроника лучше отрабатывает опасные моменты, тогда как на сухой ровной дороге пределы ее срабатывания можно «подвинуть», чтобы избежать преждевременного «удушения» двигателя. Регулируемые ABS и трекшн-контроль присутствуют и в гоночных болидах, помогая на длинных дистанциях, когда при прогнозируемом постепенном износе шин снижается их эффективность, а сами пилоты начинают терять концентрацию.
В дорогих авто, в свою очередь, предусмотрена «премиальная» версия системы стабилизации – в такой ESP используется шестипоршневый насос (в массовом сегменте применяется двухпоршневый). Независимо от интенсивности нажатия на педаль тормоза такой насос обеспечивает быстрое и равномерное распределение усилия на каждом из механизмов. При этом снижается и уровень вибраций, передающихся на кузов и саму педаль.
Еще отметим, что современные ESP работают в комплексе с другими ассистентами водителя, обеспечивая торможение (даже экстренное) при использовании активного круиз-контроля или иных электронных помощников безопасности (вроде контроля препятствий при выезде задним ходом), а также систем помощи при спуске со склона и старте в гору.
Зачем отключают систему стабилизации.
Во многих автомобилях предусмотрена функция ослабления «ошейника» системы стабилизации или ее полного отключения. Чаще всего ESP настроена с большим запасом, моментально реагируя на любую пробуксовку колес или малейшее скольжение автомобиля. Это не всегда идет машине на пользу: например, электроника из-за своего принципа действия может не дать водителю выбраться из грязи или снежной колеи, ограничивая тягу двигателя.
Важно понимать, что возможности электроники отнюдь не безграничны и даже самая умная система стабилизации не в состоянии обнулить законы физики, а значит, не поможет на скорости 150 км/ч вписаться в поворот 90°, ведь здесь все упирается только в коэффициент сцепления с дорогой. Кроме того, в некоторых автомобилях ESP настроены так, что не вмешиваются в управление, пока сам водитель не начнет корректировать занос или не нажмет на тормоз до срабатывания ABS. Как правило, это касается мощных и спортивных машин вроде Porsche или BMW серии М, за рулем которых находятся опытные автогонщики.
***.
В завершение отметим, что даже самая примитивная ESP способна предотвратить потерю управления при перестроении на скользкой дороге или при возникновении ритмического заноса из-за резких маневров. Поэтому цените собственную безопасность и не отключайте данную функцию без веских на то оснований. В противном случае избежать ДТП может и не получиться.
Читайте также.