Найти в Дзене
Fusion POS

Зачем нужна маркировка в сфере общественного питания и когда с ней начинать работать?

Маркировка общепита 2023
Маркировка общепита 2023

Маркировка — важная часть любого бизнеса, особенно в сфере общественного питания. Она помогает обеспечить доступ клиентов к необходимой информации при покупке еды и напитков. Этикетки содержат важную информацию об аллергии, ингредиентах, фактах о питании, сроках годности и т. д. Без этикеток покупатели не знали бы, что они покупают и безопасно ли это для их здоровья. По этой причине маркировка является ключевым компонентом безопасности продуктов питания в сфере общественного питания.

Продажа воды и молочных продуктов в сфере общественного питания

Когда речь идет о маркировке в сфере общественного питания, есть определенные продукты, для продажи которых требуется специальная этикетка. Например, бутилированная вода должна иметь четкую маркировку с указанием места ее источника, а также другие характеристики, такие как срок годности и условия хранения. Молочные продукты также требуют специальной этикетки, которая включает информацию о содержании жира и процессе пастеризации. Важно, чтобы эти этикетки были точными, чтобы клиенты точно знали, что они покупают, прежде чем приобрести продукт в заведении общественного питания или ресторане.

С какими маркированными продуктами работает индустрия общественного питания

Помимо воды и молочных продуктов, многие другие продукты должны быть маркированы перед продажей на предприятиях общественного питания или в ресторанах.

При приёме и продаже изделий в общепите нужно сканировать метки на товарах следующих категорий:

ТН ВЭД
ТН ВЭД

Как индустрия общественного питания готова к работе с системой кодирования

Для того чтобы предприятия общественного питания и рестораны могли эффективно маркировать свою продукцию для продажи, они должны быть готовы работать с системами кодирования, которые соответствуют действующим нормам в отношении стандартов безопасности пищевых продуктов.

Чтобы общепит мог работать с маркированными изделиями, владельцам бизнеса необходимо:

  1. Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и установить программное обеспечение для работы с ней. Руководитель общепита получает сертификат в Удостоверяющем центре ФНС России, сотрудники обращаются в любой аккредитованный УЦ.
  2. Зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК», чтобы выполнять все операции, связанные с маркировкой изделий. Общепит, использующий молочные продукты, также обязан подать заявку в Россельхознадзор для регистрации в системе «Меркурий». Базы данных двух систем ещё не интегрированы, поэтому необходимо использовать обе.
  3. Подключить электронный документооборот, чтобы получать накладные на маркированный товар.
  4. Подготовить специальное кассовое ПО. При продаже маркированных изделий общепиту потребуются 2D-сканер для чтения DataMatrix и онлайн-касса, которая передаст данные о выводе товара из оборота в систему мониторинга.

Принцип работы с кодировкой в сфере общественного питания

Предприятия общественного питания должны сканировать коды на упаковках, которые они получают от поставщиков или производителей при их получении, для отправки информации о движении товаров как в уполномоченный фискальный орган, так и в государственную систему мониторинга.

Если продукт продается в оригинальной упаковке, это должно быть задокументировано сканированием на кассе.

Если он используется только для приготовления других блюд, то о его изъятии из оборота необходимо сообщить в течение трех рабочих дней. Начиная с 1 декабря 2023 года, данные о получении и использовании ингредиентов будут регистрироваться в системе наблюдения.

Нарушения и ответственность

Нарушение правил использования маркировки «Честный знак» при оказании услуг общественного питания влечет за собой как административное, так и уголовное наказание.

На должностных лиц и индивидуальных предпринимателей будет наложен штраф от 1 000 до 10 000 рублей (или предупреждение), на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Кроме того, за приобретение, хранение или сбыт товаров с контрафактными кодами предусмотрена уголовная ответственность по статье 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает максимальный штраф в размере 300 000 рублей или три года лишения свободы с дополнительным штрафом в размере до 80 000 рублей. Если преступление было совершено организованной группой, то наказание увеличивается до 1 миллиона рублей и шести лет лишения свободы.