Найти тему
ППР и точка

Маленькая победа

Фото автора
Фото автора

Относительно недалеко от берегов родины итальянской мафии – острова Сицилия, - дизельная подводная лодка 4-й бригады 4-й эскадры ПЛ Северного флота на заданной глубине неторопливо обследовала назначенную боевым распоряжением полосу поиска.

Одна боевая смена находилась на боевых постах, две другие, соблюдая режим тишины, или занимались повседневными делами, или отдыхали.

Внезапно поступил доклад старшины команды гидроакустиков: «Обнаружена цель по пеленгу 310 градусов».

Из центрального поста последовала команда: «Классифицировать контакт!»

После короткой паузы акустики доложили: «Цель подводная, предполагаем контакт с подводной лодкой ВМС США типа «Лос-Анджелес».

Командир объявил учебную тревогу, личный состав оперативно занял свои места по боевому расписанию.

В центральном посту стало «яблоку негде упасть»: теперь здесь было тесно от прибывших по тревоге офицеров. Развернули БИП, офицеры взяли в руки специальные планшеты. Не те, которые – микрокомпьютеры, а те, которые из электрокартона и пластика и предназначены для расчета элементов движения цели. Началась слаженная, отработанная многочасовыми тренировками и учениями, работа корабельного боевого расчета.

Фото автора
Фото автора

Акустики получили приказание ежеминутно докладывать пеленг и предполагаемую дистанцию до цели.

Из штурманской рубки по «Каштану» начался поминутный отсчёт времени: «Первая минута товсь - ноль!»

Из динамика прозвучал голос акустика: «Пеленг» - … пауза… - «триста…» - снова пауза, во время которой все, выждав ещё мгновенье, на своих картах-планшетах остро отточенными карандашами прочертили линию.

Но акустик, как ни в чем не бывало, продолжил: «...двадцать»...

Чертыхаясь, несколько человек одновременно схватили в руки стирательные резинки. Черканув стёркой по только что проведённой линии, все практически одновременно провели на своих планшетах вторую.

А акустик не унимался: «… пять градусов!»

- Иваныч, докладывай чётче! - с выражением, не обещающим ничего хорошего, сказал в микрофон «Каштана», соединенный с пультом длиннющей чёрной витой пружиной кабеля, командир Аверин.

Доклады пошли дальше, при этом пеленга подозрительно быстро изменялись…

БИП произвёл свои расчеты. По ним выходило, что цель слишком уж быстроходная для подводной лодки. В тишине центрального старпом Лёня Сидоров, взглянув на командира, удивленно развел руками.

Фото автора
Фото автора

Командир сам был в недоумении, поэтому потребовал повторно уточнить тип цели.

Старшина команды гидроакустиков после очередной, кажущейся вечной, паузы повторил, что цель подводная.

Тогда, мельком заглянув в расчеты старпома и штурмана, командир принял решение всплывать на перископную глубину.

Многократно отработанный приём был оперативно выполнен, после чего Аверин, поднявшись в боевую рубку, прильнул глазом к холодному окуляру перископа.

Быстро осмотрев весь горизонт плавным уверенным поворотом по часовой стрелке с помощью откидных рукояток, Алексей Макарович вернулся к увиденному им объекту. Всё, что хотел, он теперь знал…

Одна за другой прозвучали команды: «Опустить перископ!», «Погружаться на рабочую глубину!»

Командир неторопливо по вертикальному трапу спустился из боевой рубки в центральный пост, при этом все взоры были устремлены на него.

Но он не спешил поделиться с окружающими результатом визуального осмотра поверхности моря.

«Иваныч, иди-ка сюда!» - вызвал он к себе виновника торжества.

Старшина команды гидроакустиков немедленно прибыл в центральный пост из помещения, находящегося прямо за спиной командира. Он был смущён и старательно отводил глаза от смотрящего на него в упор Алексея Макаровича…

«Ну что, Иваныч, нюх начинаешь терять?» – спросил Аверин понурившего взор старшего мичмана. – «Как ты умудрился быстроходный катер с подводной лодкой перепутать? Большой такой, белый, с девками в купальниках и высоким буруном за кормой. Местные мафиозники, видимо, развлекаются».

«Не знаю, товарищ командир… Устал, видимо»...

«Понятно. В следующий раз будь внимательнее, И, если нужно, давай пропусти одну смену; командир ГАГ тебя подменит».

«Пока не нужно, товарищ командир!... Исправлюсь»…

«Ну что же… Хорошо. «Отбой учебной тревоги! Второй боевой смене заступить!»

Чуть позже в своей каюте командир сказал заместителю: «Давно с Иванычем служу, привык к нему. Но в торпедную атаку в последнее время с ним не выхожу: прицел у него в какой-то момент, что называется, сбился… А так – человек он надёжный, мичман опытный… Все стареем, куда ж его теперь денешь?..»

...

Прошло какое-то время, и днём в полосе поиска стоящий на вахте командир отделения гидроакустиков обнаружил звуковой контакт.

Фото автора
Фото автора

После небольшой паузы на уточнение прозвучал доклад - «Цель подводная по пеленгу…», - и снова – «Учебная тревога! Торпедная атака! Первый и второй торпедные аппараты условно к выстрелу приготовить!»

Боцман начал разворачивать лодку в направлении цели, снова пошли команды:

«Режим замеров — 1 минута. Первый замер товсь... Ноль!»

Место за монитором гидроакустической станции на этот раз занял командир гидроакустической группы.

Включили фиксирующий все происходящее в ЦП магнитофон, начались соответствующие ситуации ежеминутные доклады.

«Штурман, БИП, БИУС — определить элементы движения цели!»

Минуты словно замерли...

В этот раз по расчетам и БИПа, и БИУСа выходило, что рядом с нами в глубине двигалось именно то, ради чего мы с Кольского полуострова пришли в Средиземное море - атомоход супостата! Ура!!! Всё-таки такое во время многомесячной боевой службы происходит не каждый день...

Утвердив элементы движения цели, командир ставит задачу БИУСу определить данные, которые чуть позже будут введены в торпеды.

Фото автора
Фото автора

Торпедная атака подводной цели, как правило, происходит стремительно, не давая подводникам времени на ошибку.

Экипаж на своих боевых постах замер. Не дай бог кому-нибудь хлопнуть межотсечной дверью или уронить гаечный ключ… Подзатыльники от своих же гарантированы, и через это в своё время прошёл каждый...

Атомоход супостата нашу дизельную подводную лодку, крадущуюся в его направлении под электромоторами, не слышал, и если кто-то невольно эту ситуацию разрушил бы, ему бы точно за такое перепало, как говорится, по первое число следующего месяца... Даже несмотря на мирные времена и разрядку…

Фото автора
Фото автора

И вот наступил момент истины! Удача в тот день была на нашей стороне: атомоход, ничего не подозревая, сам сближался с нами на удобную для стрельбы дистанцию.

В динамиках прозвучал негромкий командирский голос: «Торпедные аппараты условно товсь! Торпедные аппараты условно пли!»

Из первого отсека доложили, что залп произведён. Условно.

За этими словами последовал всеобщий выдох!

Условные торпеды понеслись в сторону совсем даже не условной цели. Через энное число секунд несущая на своём борту крылатые «Томагавки» и «Гарпуны» американская подлодка была условно поражена.

Атака завершилась, магнитофон беспристрастно зафиксировал все её события и действия.

А вот теперь можно было и порезвиться!!!

И командир отдал приказание акустикам: «Отправить посылку средней мощности по пеленгу цели!»

Через пару мгновений раздался высокий громкий звук, который на лодке услышали все: это созданная пьезо-элементами излучателя ГАС звуковая волна, стремительно прорываясь сквозь водную толщу, понеслась своеобразным «подарочком» супостату. В тот момент именно она была нашей торпедой!

До сих пор представляю себе изумленные лица ничего не подозревавших американских подводников, которые в короткий миг вынуждены были осознать, что там, в глубинах Средиземного моря, совсем рядом оказался невидимый противник, который их не только обнаружил, но и запросто мог безнаказанно уничтожить…

Эх, забегали они тогда, наверное, засуетились! Только поздно было - условно их уже потопили… Если бы вместо звукового сигнала мы отправили в их направлении свои торпеды, шансов всплыть у противника не осталось бы… Но это - в теории, а на практике, резко увеличив ход, АПЛ начала от нас убегать, позорно оставляя место поединка.

Отследив манёвр уклонения испуганного вероятного противника по скорости, направлению и глубине, убедившись, что он скрылся вдали от не собиравшихся его догонять преследователей, командир поблагодарил экипаж за четкие и слаженные действия!

Конечно, потом в штабе флота тщательно проверили бы все, что было тогда на «Б-546», проанализировали все действия и решили бы - был контакт или нет. Но в тот раз всё прошло, «как по маслу», без каких-либо залипух - «как учили», поэтому командир и не сомневался, что ещё одна точка, через которую проходят маршруты боевого патрулирования американских «партнёров», добыта, ещё один этап на пути к успешному выполнению поставленной командованием боевой задачи преодолён.

Экипаж тоже был доволен: ведь в очередной раз случилось то, ради чего моряки неделями преодолевали монотонность подводных будней, физическую и моральную усталость, тоску по оставшимся на «Большой земле» родным, близким и любимым.

В тот день мы снова победили, как когда-то побеждали наши предшественники - подводники дважды орденоносной бригады подводных лодок Северного флота в годы Великой войны! Причем, победили, не израсходовав ни одной торпеды. Осознание этого было лучшей наградой для каждого члена экипажа!

Фото автора
Фото автора

На ближайшем обеде на столе кают-компании появился поросёнок — из свеклы и картошки, а у личного состава — дополнительные салаты и котлеты!

Только вот салютный выстрел в честь той маленькой победы в лучших традициях прославленного соединения сделать было не из чего...

Добавьте описание
Добавьте описание

Протрактор

-

Ваши подписка, лайки и комментарии помогают развитию нашего канала. Благодарим Вас за них!

-

Интересное про подводников читайте на канале "Протрактор"

Увидеть «Созвездие» и – не умереть. Повесть минувших лет.Часть I.
ПРОТРАКТОР20 января 2023