Из-за действующих санкций, в России проводится своеобразный эксперимент, связанный с импортозамещением технологий, оборудования и товаров, попавших под запрет ввоза. На протяжении всей истории нашего существования, как государства, нам часто приходилось этим заниматься. Вот и снова наступили эти времена.
Каким будет это замещение импортной продукции? Если оно будет поступать по параллельному импорту, а его качество будет нормальным, соответствующим мировому уровню, то проблем нет, прогресс сохранится, разве что возможно изменятся цены, в сторону увеличения. А вот если замена будет производиться на российских мощностях, то импортозамещение будет регрессивным. И тому есть причины.
В чем отличия между прогрессивным и регрессивным импортозамещением?
В период модернизации экономик многих стран: в США при президенте Гамильтоне, в Японии в эпоху Мейдзи, в период премьерства Витте в России, в Бразилии и Турции в 60-ых — 80-ых годах прошлого века, в Юго-Восточных азиатских странах, о которых говорилось здесь, проводилось прогрессивное импортозамещение.
Его задача состояла в проведении технологической модернизации и защите отечественных производств от конкуренции импортных товаров, с помощью высоких таможенных пошлин на них. С дальнейшим улучшением собственной выпускаемой продукции, в основе которой лежали передовые мировые разработки и с выходом ее на мировой рынок. Такое было возможно при отсутствия санкций против этих стран.
В случае с Российской Федерацией все иначе. Эксперты склоняются в пользу технологического регресса при производстве промышленной продукции. Прежде всего — это связано с влиянием санкций и невозможностью получения новейших технологий и оборудования для развития собственных производств в РФ. Такое положение приведет к примитивизации выпускаемой продукции. Потому что придется доставать из архивов старые производственные наработки и запускать их в производство для выпуска необходимых товаров и комплектующих.
Почему будет так?
С началом построения капитализма в современной России, началось ее активное интегрирование в мировую экономическую систему. Мы продавали сырьевые ресурсы, а взамен приобретали товары повседневного спроса, технологии и оборудование. Многое из этого производилось за счет инвестирования западного бизнеса и создания им своих производств.
Сейчас все изменилось, в связи с происшедшими событиями. Приходится заниматься запуском собственных производств, используя оставшуюся промышленную и технологическую базу СССР. И то, что осталось от ушедших из страны западных компаний.
Поэтому возрождение ряда отраслей: в машиностроении, в нефте- и газоразведке, гражданской авиации и автомобилестроении будет происходить на основе старых технологий, имеющих 30 летний и более возраст. Что не позволит догнать передовые страны, а только немного приблизится к ним. Для этого нужно время и много специалистов в различных областях производств. Чего пока нет.
Об этом свидетельствует и неудачи в разработке отдельных типов гражданских самолетов, типа SSJ. Так и не был доведен до нормальной эксплуатации. Из-за большой зависимости от импортных комплектующих. А планов то было громадьё до 200 штук к 2030 году. Вместо этого придется осваивать производство туполевских моделей. К аналогичным решениям специалисты призывают и в автомобильной отрасли.
Что делать?
Извечный российский вопрос. Чтобы не стать колониальной сырьевой державой, при действующих реалиях ничего не остается делать, как идти по пути регрессивного импортозамещения. Осуществляющийся ныне параллельный импорт не покроет всех необходимых потребностей. Необходимо начинать с того минимума, который есть и на его основе доводить его сначала до среднего мирового уровня, а потом и до конкурентоспособного.
Для этого нужна слаженная работа правительственных чиновников, специалистов НИОКР и квалифицированных производственников. Нужны также инвестиции, строго контролируемые, а не для очередного распила. Без этого необходимого минимума потребностей вряд ли что реализуется.