На фоне войны и непрекращающихся обстрелов со стороны Украины Донецк и другие города ДНР погрузился в коммунальную катастрофу. Люди буквально замерзают в своих квартирах, где на фоне морозов градусник внутри показывает от 6 до 12 градусов тепла, в многоэтажках разрывает трубы и стояки, из-за нерегулярной подачи воды в трубах стали образовываться ледяные пробки.
Дончане выкладывают фото из домов с затопленными подвалами и бомбоубежищами, заиндевелыми окнами внутри жилых помещений. В некоторых районах города тепла нет больше недели. Люди вынуждены пользоваться электрообогревателями, из-за чего возникает перегрузка на электросетях и свет выбивает.
К тому же обогреватели – не выход: их не установишь в каждой комнате, довольно часто из-за обстрелов света нет вообще, и дом становится ледяной ловушкой. Чат телеграмм-канала ЧП Донецк страшно читать: там люди с отчаянием пишут, что происходит с отоплением и как условия выживания стремительно приближаются к кошмарам блокадного Ленинграда.
Вот лишь небольшая часть криков о помощи.
Валентин Юзовский: «В квартире постоянно 11-13 градусов. Отопление работает дней 7 в месяц. Остальные дни порывы».
Даша Цин: «4 дня сидим в холоде, в квартире +15. Звонили уже и в ЖЭК, и в администрацию. Везде посылают и говорят, что “когда люди будут, тогда и посмотрим, что у вас случилось”. Рабочих нет – отопления нет».
Света Бойко: «Пушилин сказал, что люди и их комфорт в приоритете? Интересно, он тоже живёт в квартире, где 10-12 градусов – это уже считается тепло? Тоже ходит во сто шуб и сапоги одет? У него тоже замёрзла вода, трубы отопления и канализация? Лицемерие во всей красе!».
Руслан Сергеев: «Улица Кольцова 3, Кировский район, отопления нет уже несколько дней, в квартирах +9 градусов».
Елена Кириллова: «Донецк, Артёма 118, температура в одной комнате +5, в другой +11, холод зверский, пар идёт изо рта. Обращались в ЖЭК, в теплосеть, ответа нет».
Елена Д.: «Живу на Тренева, 5. На протяжении восьми лет существования ДНР никто ни копейки не вкладывал в коммунальную сферу и капитальных ремонтов не делал. Теперь трубу рвануло из-за перемерзания воды, это было на прошлой неделе. Люди стали звонить в аварийку, которая должна была приехать и стравить воду, чтобы вся система в доме не замёрзла. Никто не приехал. Вода замёрзла в трубах».
Жители Киевского района Донецка жалуются, что отопления у них нет с 5 декабря, а на градуснике в квартире – всего 6 градусов тепла.
По поводу происходящего кошмара наиболее точно высказалась Оксана Бабырь: «Мне кажется, что всех, кто остался в Донецке, пытаются просто добить – как угодно, чем угодно. А люди как стойкие оловянные солдатики держатся, хотя их становится всё меньше и меньше…».
При этом многие дончане уверены, что о коммунальном коллапсе в ДНР в Москве не знают, так как ещё осенью местные власти бодро отчитались, что республика готова к зиме на 98 процентов. По факту это обернулось огромными проблемами. Как долго женщины, дети и старики будут вымерзать с учётом того, что впереди ещё месяцы зимы и морозов, не знает никто.
На этом фоне особенно циничным выглядит решение властей о новых тарифах на коммунальные услуги. С 1 января они поднялись на 20 процентов. Это мотивировано принятым решением о постепенном выравнивании тарифов до уровня, принятого в других регионах Российской Федерации. Однако ДНР продолжает оставаться в зоне активных боевых действий, зарплаты и пенсии у большинства жителей остаются низкими, а безработица и смертность – высокими.
Жители республики, постоянно гибнущие во время обстрелов, теряющие свои дома и имущество, вынужденные жить в лишениях, без воды и тепла в домах, с галопирующими ценами на продукты питания, недоумевают: почему в военное время вместо моратория на рост цен и тарифов объявляется повышение тарифов? Но ответа нет, как и моратория. Чиновники взяли «под козырёк», даже не попытавшись донести правду о ситуации федеральному центру, откуда распоряжение и пришло.
Что касается «коммунального Титаника», то причин происходящему несколько. Как известно, ещё до начала спецоперации Украина перекрыла воду Донбассу, поступающую по каналу Северский Донец, выключив насосы. Территория, где находятся насосы, по-прежнему остаётся подконтрольной украинской армии и в ближайшее время освобождена не будет. Вода в ДНР поступает по резервному источнику, её критически не хватает, и она подается по графику раз в три дня по два часа. В итоге централизованная подача воды в домах Донецка была нарушена, а отопительные системы при первых морозах вышли из строя. Где-то вода в трубах замёрзла, где-то их просто разорвало.
Временно исполняющий обязанности главы Донецкой Народной Республики Денис Пушилин проводит постоянные совещания по этому поводу. Мэр Донецка Алексей Кулемзин регулярно отчитывается о том, что «ведутся аварийные работы по восстановлению подачи тепла. Работа ремонтных бригад организована в круглосуточном режиме». Проблема в том, что всё происходит в авральном режиме, порывов слишком много. А кадров и рабочих рук, чтобы устранять аварии – нет.
Их нет из-за тотальной мобилизации мужского населения: всех мужчин выгребли и отправили на фронт. При этом не учитывалось, что нехватка рабочих рук страшно и непоправимо ударит и по жизнедеятельности городов, и по существованию предприятий. В тех же ЖЭКах, на заводах, шахтах, предприятиях, в основном, остались работать только пенсионеры и женщины, которые не могут справиться с огромным масштабом физически и технически сложных работ.
На днях врио главы Донецкой Народной Республики Денис Пушилин предложил переселить ответственных за отопление чиновников в те районы, где есть проблемы с теплоснабжением: «По количеству жалоб я вижу, что люди просто мёрзнут. Я предлагаю подойти более радикально – все ответственные лица, которые отвечают за обеспечение теплом, будут перемещаться в районы, откуда поступают жалобы, и будут жить там, пока не подадут тепло». На это заявление жители моментально отреагировали, накидав сотни предложений о переселении чиновников в свои ледяные избушки, где пар идёт изо рта, а оконные рамы внутри квартир покрыты инеем. Многие жители высказывались ещё конкретнее, куда именно надо пойти «ответственным за тепло». Самым приличным местом из всех вариантов можно упомянуть ад – все остальные были непечатными.
Основатель ДНР Андрей Пургин дал комментарии происходящему:
«Подорожание власти объясняют тем, что мы вступили в российское правовое поле. Но я думаю, что здесь имеет место политическая подоплёка. Жители республики не раз поднимали вопрос, что надо простить старые долги по ЖКХ, в том числе, за газ. За газ в ДНР требуют погашать ещё украинские долги, за 2013—14-й годы. В то время как на территории Херсонской и Запорожской областей долги прощены, в ДНР долг продолжают изымать с пеней и судоисполнителями. Известно, что через суды вынесено огромное количество незаконных решений по старым коммунальным долгам.
Порядок в сфере ЖКХ надо начинать наводить с долговой амнистии старых коммунальных долгов. Следует также понять, улучшится ли сама система ЖКХ с повышением тарифов на услуги? Фактически восемь лет без капитальных вложений привели к тому, что на сегодня эти капитальные вложения пытаются получить напрямую с жителей, не гарантируя улучшения качества услуг.
Поэтому очередное повышение тарифов ведёт только к нарастанию социального напряжения. Причина произошедшего кроется в полной некомпетентности и вредительстве властей. Действительно, на сегодня часть многоэтажек в Ворошиловском, Киевском, Кировском, Ленинском и Петровском районах осталась без отопления. Поскольку аварийные бригады часто не выезжали на порывы, отопление перемёрзло не только в подвалах домов, но и на этажах, в квартирах, оставленных жильцами. При этом высокопоставленные чиновник уверяли, что всё в порядке.
Подготовка к отопительному сезону была просто сорвана. В Донецке нет воды, а на отопление уходит более 250 тысяч кубов, поэтому заполняли всем, чем придётся, в том числе, шахтной, неочищенной водой, которая, как известно, имеет высокую жесткость. Начали выходить из строя котлы, трубы быстро известкуются. Диаметр их уменьшается, чтобы додавить, приходится повышать давление, при котором происходит порыв труб. Поэтому в минусовую температуру огромное количество жителей Донецка осталось без отопления.
Усугубил ситуацию весенний призыв специалистов сферы ЖКХ на фронт, причём тотально и без разбора. В Москве во время Великой Отечественной войны бронь имели около 50 процентов мужчин, потому что городская среда должна иметь специалистов, обслуживающих сферу ЖКХ, которую легко разрушить и очень тяжело собрать обратно. Следующий отопительный сезон 2023–2024 года будет ещё хуже. Нужно бить тревогу уже сейчас и делать план выхода Донецка из коммунальной катастрофы».
Марина Харькова, Донецк