Статья из подборки «Чего стоят стразики на микрофонах Idol'ов», «большие проекты», как система, производящая нечто уникальное, как минимум, в масштабах России.
Мне повезло: я участвовала в «больших проектах», знаю как они устроены, какую цену нужно заплатить за участие и что получишь в итоге. Но никогда в жизни я не придавала значения тому, что отсутствие «лояльности к “вышестоящему” мнению» у сотрудников – это головная боль руководителей проектов. Как говорится, пока носом не ткнули.
В комментариях к статье «Дайте мне кнопку «25+» и даже две...» Екатерина Шипова рассказывала о BTS, как системе, с точки зрения психолога. Я задала ей вопрос и получила развернутый ответ, который позволил посмотреть на некоторые явления под совершенно другим углом зрения.
Вопрос автора блога: Почему Вы сказали, что творческим коллективом из семи человек трудно руководить?
Ответ Екатерины Шиповой: Тут два момента. Первый: руководство творческим коллективом вообще (т.е. в принципе, любым) – это всегда руководство по целям (даже не по задачам), поскольку каждый такой «мембер» – это свой параллельный мир и свои представления о том, что хорошо и что правильно без особой лояльности к «вышестоящему» мнению.
Поэтому для успешного руководства здесь нужен определенный алгоритм. Но когда я имела ввиду бантан, то там вообще отдельный случай, поскольку мы имели на входе трех более-менее сформировавшихся творческих персонажа и четырех не сформировавшихся по большому счету и не определившихся по жизни пацанов. Т.е. любой отработанный алгоритм в отношении более-менее однородной группы не подходил. Подходы должны были быть, с одной стороны, индивидуальными, а с другой - универсальными, которые ведут к достижению общегруппового результата. Т.е. и в этом плане – сплошной эксклюзив).
Ниже «отсебятина» автора блога о «креативе» в «больших проектах»
В следующем абзаце я намеренно не буду искать синонимы слову «креатив», чтобы было ясно сколько «творческих» звеньев в цепи «проект». Творчество такая хитрая штука: не всегда получается придумать что-то новое, ориентируясь на мнение начальства, оно же не всегда в «курсе» и в «теме». Поэтому люди с креативным мышлением, обычно, «забивают» на мнение вышестоящих лиц. Дальше личная история.
Креативный начальник, посовещавшись с креативными экспертами, вызывает креативного подчиненного и рассказывает ему креативную идею.
– Давай для нашей организации сделаем сайт. Вопросы к нему, показывает пальцем на креативного эксперта. Будете работать вместе с нашим креативным PR-отделом. На выполнение поручения дается столько-то времени...
Отлично. На тот момент времени не во всех схожих организациях России были сайты, а имеющиеся нельзя использовать в как образец. Ориентиры: Парламент Великобритании, Сайт Президента США и пара-тройка аналогов.
Выполнить задачу могли только специалисты высокого класса, маркированные знаком «креативный»: постановщики задач, программисты, дизайнеры, PR-щики, журналисты, фотографы, контент-менеджеры. В нашем проекте, на пике разработки, принимало участие не больше пятнадцати человек. Для большинства: мнение и статус начальства – не аргумент. Их нельзя было, как в армии, выстроить утром на плацу и дать команду. Выстроить, конечно, можно... они даже постоят минут десять не кривляясь, но четко сформулировать задачу не получится, решений нет, скрипты никто не написал, в соседний регион обменяться опытом съездить не получится. При этом нужно сделать так, чтобы эта «банда» в срок сделала сайт.
Начинала выстраиваться сложная система согласований, сдержек, противовесов, договоренностей. В ход шло все и «кнуты» и «пряники».
Вытащила из комментов к этой статье.
Екатерина Шипова. Похоже, начальство было грамотным)). Главные засады с креативными коллективами:
а) чтобы в процессе достижения поставленного результата народ не принялся решать совсем другие задачи (это неплохо, скажем, для фундаментальной науки, но не для практических целей);
б) чтобы креативный полет подгруппы А, действующей в рамках общей задачи с другими подгруппами, не начал противоречить творческим изыскам подгруппы В и не сбивал с пути локомотив подгруппы
Автор блога. С этого все и началось :)) было ровно три группы A,B и C. Хук слева нельзя было использовать, что вы?? мы же интеллигентные люди... поэтому использовали «мягкую силу» – давили интеллектом... Думаю, только поэтому получили хороший результат. В процессе борьбы были найдены идеальные решения :)))
Екатерина Шипова. Думаю, еще и потому, что все участники были в достаточной степени мотивированы общей задачей – тогда и согласованность, и эффективность легче достигаются. Ну и, похоже, руководство было вполне грамотным)).
Автор блога. Не то слово... думаю, по жизни выпал какой-то лотерейный билет с супер призом. Самый главный при коммунистах руководил 400 строительными предприятиями в области, а второй, который был главным менеджером проекта – Председатель Обкома Комсомола.
У моего начальства получилось довести проект до ума, входили в пятерку лидеров рейтингов Яндекса. Опережали москвичи... Ну, где Москва с ее бюджетом и где мы, максимум десять-пятнадцать человек с ограниченным бюджетом... поэтому гордились. Начальство тоже было «креативное»...