Обучение мышлению верно невозможно без искусства задавания вопросов. Это очевидное умение не так очевидно как кажется. Есть вопросы – «пустые», за ними ничего не стоит. Они задаются просто так. Что должно стоять за вопросом? Желание что-то сделать. Если нет хотения, то разговаривать не о чем. Это то, что люди называют «пустым» разговором. Поговорили и разошлись. Толку нет, т.е. нет пользы, смысла, разумности. Потому что суть задавания вопроса стоит на желании сделать что-то, что-то изменить.
Поэтому людям полезно сначала попробовать самим что-то сделать, тогда они смогут задавать осмысленные вопросы. Бывает, что люди хотят произвести впечатление и задают «сложные» вопросы, ответы на которые им не нужны. Это видно собеседникам и беседа начинает «буксовать» и сворачиваться.
А как же дети познающие мир и задающие «простые» вопросы об его устройстве. Дети не задают пустых вопросов. Они сталкиваются с Миром и бьются об него из-за своего незнания правил этого Мира. Им больно. Они хотят быть умнее. Это сильное желание изменить себя делает «наивные» вопросы «сильными». Как это устроено? Откуда это взялось? Почему это так, а не по другому? Их не назовёшь «пустыми».
Это взрослые играют в игру: мы знаем как, но может ты тоже что-то знаешь. Им не интересен ваш ответ. Если он совпадет с их «знанием», то это им не интересно. Если не совпадет, то вы «дурак», не понимающий очевидного. Ведь они знают и это знание для них незыблемо. Они не хотят и не могут выйти за рамки своей картины Мира. Это то, что называют «ограниченными» людьми.
Есть вопросы, в которых уже сформулированы ответы. Скажите, вот эта ситуация, она вот такая и такая? По форме это вопрос, но вопроса нет. Вам предлагают подтвердить чужую картину мира. Это «пустой» вопрос без вопроса. Бывает вопросы, предлагающие выбор из двух взаимоисключающих возможностей. Ваше мнение не интересно. Вас таким вопросом загоняют в «рамку» чужой картины мира. Это более хитрый вариант предыдущего варианта «пустого» вопроса. «Правильный» ответ уже известен. Что бы вы ни ответили, вы уже проиграли. Это вопрос «ловушка», вопрос манипуляция вашей картиной мира.
Есть вопросы проясняющие суть сообщения. Это вопросы на понимание, на согласование картин Мира, на возможность осмысленного взаимодействия.
«Если правильно я вас понял…», «А что вы думаете по этому поводу», «Правильно я вас понял, вы говорите о…» и т.д. Беседа начинает с согласования значений терминов, понятий, которые используются в разговоре. Без этого этапа невозможна осмысленная беседа. Смысл появляется в контексте беседы, когда значения уже прояснили. Это фундамент, от которого можно оттолкнуться в «смысловую возгонку». Это когда начинается игра со смыслом и он начинает меняться.
Тогда возникают вопросы, которые я очень люблю. Это вопросы версии, вопросы гипотезы. Когда вопросом вам предлагают выглянуть в неизведанное из вашей картины мира. Сам факт того что это происходит в беседе говорит о том, что случилось мышление. Ответы рождают вопросы, вопросы ответы. Идёт «смысловая возгонка». Возникают «новые» значения, «новые» взгляды на ситуацию, «новые» смыслы. Картины мира беседующих меняются «на глазах». Это собственно и есть мышление, работа умов беседующих людей.
Правильно, вовремя, точно, лаконично задать вопрос это искусство и проявление определённых человеческих качеств. Беседа возможна, если люди принимают ценность взаимопомощи. Если у них развито чувство меры, что выражается в тактичности. Развито сочувствие, как возможность поставить себя на место другого человека. Иногда вопрос имеет далеко идущие последствия. Вам могут на него не ответить. Но вопрос запустит работу в «подсвеченную» сторону. Это может послужить катализатором «новых» процессов.
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации.