Спрос на авторынке Приморского края упал вместе с курсом рубля. Новыми трендами стали растущая популярность автомобилей из Кореи, экспансия китайского автопрома и развитие таких экзотических направлений импорта, как автомобили из ОАЭ. Спрос на электрокары рухнул из-за отмены нулевых пошлин. Сохранятся ли эти тренды в 2023 году, и где сегодня можно выгодно купить автомобиль, выясняло ИА PrimaMedia.
На рынке затишье
По данным Автостата, продажи новых автомобилей в России упали на 58% в 2022 году. А объёмы импорта автомобилей с пробегом выросли более чем на 80% относительно результатов 2021 года.
В 2023-й год рынок вошёл на волне нисходящего спроса. Из-за ослабевшего курса рубля продажи просели, отмечается недозагрузка паромов, везущих импортные автомобили во Владивосток. На автостоянках в портах освободились места, сообщают импортёры. Срок пребывания транспортного средства на складах временного хранения (СВХ) теперь составляет 5-6 дней, а не 10 дней и больше, как это было в период ажиотажа.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора рассказывает, что ситуация резко изменилась за последний месяц.
"Если в прошлом году мы исходили из курса 60-62 рубля за доллар, а в пик продаж даже меньше, сегодня это 68-72 рубля. Дорогие машины прибавили в цене 500-700 тысяч рублей, и спрос на них снизился. Дешёвые автомобили тоже стали заказывать гораздо меньше. Если ситуация не изменится фундаментально, год будет неблагоприятным для импортёров", — рассказывает он.
Спад продаж отмечают и в компании "Тосэй".
"Январь достаточно слабый в отношении спроса. Цены выросли, и на рынке наступило затишье. Тем более что многие покупатели реализовали отложенный спрос в 2022 году, когда курсы валют были особенно выгодными", — комментирует представитель компании.
"Корейцы" рулят
Иномарки среднего ценового сегмента по-прежнему покупают на японских аукционах. При этом одним из трендов 2022 года стала растущая популярность корейских автомобилей.
"Корейцев" стали везти больше, поэтому среди наших клиентов, которые занимаются автоимпортом, востребованы воны", — сообщили агентству в одном из региональных банков.
Важное преимущество корейского направления — отсутствие ограничений. В 2022 году японское правительство запретило импорт в Россию автомобилей стоимостью более 6 млн иен, тогда как корейский рынок даёт покупателю полную свободу выбора.
Представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко подчёркивает, что речь идёт об автомобилях из Республики Корея, а не только корейского производства.
"Потому что импортируется огромное количество машин немецких и американских брендов — Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen и других", — поясняет он.
Собеседники акцентируют, что из Южной Кореи в основном везут либо дорогие, либо очень дорогие автомобили. Бренды эконом-класса типа Toyota Vitz там покупают редко.
Прайсы начинаются от 20 млн вон или 2,2 млн рублей по текущему курсу — столько стоит в Корее, например, KIA Sportage. Машины уровня BMW X5 с ослаблением курса рубля прибавили порядка миллиона в стоимости.
"За последние месяцы из Южной Кореи привезли много автомобилей на продажу по выгодному курсу в районе 40-45 рублей за 100 вон. Чтобы продать эти запасы, нужно 3-5 месяцев. Соответственно, сейчас проще, а иногда и выгодней купить автомобиль в Приморье по старому курсу, чем заказывать по новому", — говорит Дмитрий Забора.
Автомобили из ОАЭ
Интересно, что в прошлом году дилеры и участники вторичного авторынка прорабатывали самые экзотические направления импорта. Отмечается растущая популярность Объединённых Арабских Эмиратов. Это настоящая "мекка" дорогих автомобилей, а выгодные курсы валют в 2022 году покрывали логистические издержки. Машины из ОАЭ завозили в Россию целыми эшелонами. Насколько будет востребовано арабское направление в новом году, остаётся под вопросом.
"Рынок ОАЭ предлагает не только поддержанные автомобили, но и новые авто, без пробега, — рассказали в компании "Тосэй". — Популярностью пользуются автомобили премиум-класса, а также внедорожники, кроссоверы и пикапы. Можно сказать, что с поиском полноразмерного авто или премиального седана в ОАЭ проблем точно не будет. Другое дело — массовые в России автомобили эконом-сегмента, их найти в дорогих ОАЭ будет немного сложнее. Мы выделяем некоторые популярные модели автомобилей: Ford Ranger Wild Track 2023, Lexus RX 350 2023, Toyota Land Cruiser Prado 2023, Lexus lx600 2023, Toyota Hilux 2023, Toyota Camry 2023, Toyota Sequoia 2023, Toyota Tundra".
Представитель компании добавляет, что спрос на авто из ОАЭ растёт, но наблюдается корреляция в зависимости от курса валют, как и по другим направлениям. Наибольший всплеск интереса произошёл в ноябре прошлого года, когда курс 1 дирхама ОАЭ был равен 16 российским рублям, после чего начался постепенный рост. Сегодня курс уже несколько выше: 1 дирхам равен 18,79 российских рублей. Например, новый Toyota Land Cruiser Prado 2022 года выпуска объёмом двигателя 2,8 литра из ОАЭ сегодня обойдётся в 7 млн рублей в Москве.
Как показывает мониторинг рынка, автоимпорт из ОАЭ востребован в первую очередь в европейской части России. Сроки доставки, к примеру, из Дубая в Москву составляют от 1,5 до 2,5 месяцев. Новый Mitsubishi Pajero Sport 2022 года выпуска объёмом двигателя 3 литра будет стоить около 3,3 млн с доставкой в столицу. Новый Lexus LХ600 twin turbo 2022 года с бензиновым двигателем 3,5 литра — 13,5 млн с учётом доставки.
Спрос на электрокары рухнул
Ещё одна тенденция связана с электромобилями. Покупатели отказываются от них в пользу гибридов. Спрос на электрокары в 2022 году рухнул после того, как истёк срок действия нулевой ставки, ранее введенной решением Совета ЕЭК до 31 декабря 2021 года, поясняет Денис Максименко. Ставку вернули в размере 15 процентов от таможенной стоимости автомобиля. Продлевать льготу не планируется.