Тезисы к докладу на ХХII Юнгианской международной конференции «ИГРА-ФАНТАЗИЯ-РЕАЛЬНОСТЬ» (28-29 января 2023 г. Санкт-Петербург)
В своей статье «Сновидение – это игра» (Bulkeley K., Dreaming is play, 1993) Келли Балкли опирается на утверждение Лакоффа и Джонсона (Lakoff and Johnson, 1980) о центральной структурирующей роли метафоры в процессе познания и рассматривает с этой точки зрения предложенную Фрейдом метафору «сновидение – это работа». Балкли приходит к выводу, что метафора работы имела положительное значение на заре психоанализа, но сегодня устарела и мешает дальнейшему развитию наших знаний о сновидениях. В связи с этим он предлагает взять в качестве центральной новую метафору «cновидение – это игра». Применяя к процессу продуцирования и восприятия сновидений основные критерии, определяющие игру, Балкли приходит к выводу, что эти два явления поразительно близки, при этом метафора игры освещает новые аспекты сновидения, углубляя наше понимание.
Несмотря на сугубо психоаналитический подход Балкли даже беглый взгляд на предложенные критерии выявляет несомненное сходство игры (как широкого понятия) с процессом индивидуации в аналитическом пространстве, который К.Г. Юнг сравнил c Великим деланием (Opus Magnum) алхимиков. В докладе, с целью исследования этого сходства, сопоставляются критерии игрового действия (внутренняя мотивированность «auto+telos»; чётко очерченное закрытое игровое пространство; условия, позволяющие проявлять сильные эмоции и др.) с юнгианскими понятиями (Самость, разделение и синтез противоположностей, архетипы и символы) и алхимическими метафорами (vas hermeticum, opus magnum и его стадии). Делается вывод о том, что процесс психологической трансформации в закрытом аналитическом пространстве во многом подобен игре и происходит по законам игрового действия.
Исходя из предложенной гипотезы о подобии игры и сновидения как важнейшей части индивидуационного процесса предлагаются возможные практические приёмы применения метафоры игры в анализе сновидений в аналитической психологии. В частности, возможность посмотреть на сновидения анализанта «как если бы он был ребенком и играл в игры» является «переворачиванием метафоры» уже применяющегося приёма посмотреть на игру ребенка как на сновидение. Такое «переворачивание» позволяет подсветить новые явления в изучаемой реальности, которые до этого могли быть скрыты или затемнены используемыми ранее метафорами. Другая возможность увидеть что-то важное в сновидении: вместо того, чтобы исследовать дневным сознанием сновидческий материал, можно мысленно «перевернуть» эту пару оппозиций (дневное – ночное сознание) и представить сновидящее эго как алхимического гомункула внутри запаянной реторты, а затем попытаться посмотреть на дневную реальность сновидца «изнутри реторты» и исследовать её путём воображаемого разговора между гомункулом и дневным эго.
Театр – ещё один пример игры, и, в особенности, – процесса трансформации в «третьей» области между сценой и зрительным залом. Такой взгляд на метафору театра продолжает и дополняет идеи Юнга о драматургической природе сновидения.
Наталья Паротикова, аналитический психолог, член ААП
Продолжается запись в закрытую сновидческую онлайн-группу. Старт группы в январе 2023 г. Узнать подробности: whatsapp, telegram +79112004406 Ведущая Наталья Паротикова, аналитический психолог, член ААП
Автор: Паротикова Наталья Васильевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru