Волшебное, наделённое особой магической силой, время от «звезды и до воды», от Рождества до Крещения. Старый год сменяется новым – и будто приоткрывается временная завеса, куда можно заглянуть, зная особые ритуалы гаданий.
Дорогие читатели, вы в гостях на канале «Когда казак сыт», сегодняшним крещенским вечером я поведаю вам о южнорусских гаданиях, о том, откуда во мне есть частичка веры в мистику и что сбылось из того, что мы нагадали.
Мы – это моя троюродная сестра и её мама, тётя Кима, женщина добрая и гостеприимная, и её мама, моя двоюродная бабушка Соня. Она была примерно 1902 года рождения, на 14 лет старше моей бабушки Поли, вынянчила всех младших, образования не получила, даже читать не умела, зато была рассказчицей – заслушаешься!
В её мире набожность с суевериями так тесно переплелись, что после вечеров с разговорами под тусклый свет керосиновой лампы меня брали в охапку – и к бабке на воске испуг выливать! После чего мы прыгали по кроватям в хате у бабушки Сони так же резво, как козлята, которых она забирала в дом на время крещенских морозов. Ждали, когда пожарится гарбузячья каша – садились поближе друг к другу и снова замирали от восторга: нам хотелось гадать так же, как взрослым.
Гадание с петухом
Тётя Кима, заливаясь смехом, рассказывала, как они с девчатами гадали с петухом: разложили на полу зерно, зеркало, налили воду в блюдце – выпустила тётя Кима петуха – так и припал тот к воде! «А вы ж знаете, мой Ванька мимо рюмки не пройдёт!»
Видно, тот петух и курочек не пропускал – был дядя Ваня тот ещё ходок! Однажды тётя Кима залезла в кузов его грузовика и спряталась, чтобы узнать, к кому её Ванятка по вечерам наведывается. Сцена была бурная – и уехала тётя Кима в Ростов от своего неверного. Но без своей Кимули он долго не смог – потянулся за ней, а там и вся семья обустроилась в коммуналке на Тургеневской.
Гадание на варениках
Дом тот был старый, купеческий, с высоченными потолками, огромным коридором, куда выходили двери четырёх комнат. На общей кухне дядя Ваня умудрился отгородить угол, где разводил на продажу попугаев. Более колоритной картины я в жизни не припомню: родственники мои эмоциональные, громогласные, говорили все одновременно, пытаясь перекричать сотню попугаев.
А попадала я к ним всегда на Святки, так как училась заочно в пединституте (зимняя сессия как раз во время каникул), а по тем временам остановиться на пару недель у родных было обычным делом. Так вот, попугаи орут благим матом, тётя Кима, не уступая им первенства, делится очередными похождениями мужа – а из-под рук выходят такие хорошенькие мереженые варенички, а Лена, сестра, вкладывает то монетку, то колечко, нахваливая тесто: «Вот и на завтра будут такие же мягкие! А почему?! Потому что тесто заварное!»
Признаюсь, мне тогда было мало дела до рецепта, уж больно хотелось судьбу узнать. На ужин приезжала кума Лены, а так как были мы с ней не замужем, то сестра брала над нами шефство и уводила подальше от посторонних глаз, где и начиналась главная ворожба.
Спиритические сеансы
Ещё днём мы расчерчивали круг, куда вписывали все буквы алфавита, цифры, а уж вечером зажигали свечу, распахивали форточку, садились вокруг, придерживая легонько блюдце, что возлежало до поры до времени в центре, и вызывали дух. Конечно, Пушкина, тем более от Пушкинской до Тургеневской не так уж далеко – он мигом проникал в наш тесный кружок и готов был ответить на любой вопрос посредством блюдца: «Дух Пушкина, ты здесь?», и блюдце начинало своё движение по кругу, едва придерживаемое трепещущими девичьими пальчиками, отвечая сначала «Да-Нет», а потом уже можно было сложить и слова из его непостижимого перемещения.
Любовь – кольцо
Потом наступал черёд обручального кольца, которое сестра торжественно снимала с пальца, нанизывала на нитку и передавала нам: нужно было опустить его в стакан и задать вопрос, нас, конечно, очень интересовало, во сколько лет выйдем замуж. Колечко начинало раскачиваться – успевай только считать, сколько раз ударится о край стакана. 21? Ой! Совсем скоро! Что? Стоит на месте? Ну извини, ходить тебе в старых девах!
Зеркало с свечою
Ровно в полночь перед зеркалом ставились свеча и полная сервировка – «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать», затем вглядываешься в зеркало, пока не увидишь его, того самого… Но такая жуть всегда накатывала, что скорее накидывала салфетку на зеркало…
Гадание на записочки
Как-то в нашей компании и парень оказался, брат зятя. Так Лена и его не оставила без предсказания: велела на записочках имена написать: мне – мужские, ему – женские, положить их под подушку – и спать. (По разным диванам, конечно!) Наутро вытащить наугад записочку: долго мы смеялись, когда я вытащила записку с именем Саша, а он – с именем Лена, ведь это же были имена наших брата и сестры: Саша и Лена. А вот теперь скажите, что ничего не значат крещенские гадания: моим мужем через несколько лет действительно стал парень с именем Саша, а у Жени – жена Лена.
Много лет прошло с тех пор, сначала не стало тёти Кимы, потом Леночка ушла совсем молодой, - а те уютные святочные вечера навсегда в памяти остались. И сегодня зажигаю свечу, чтобы в пламени её на мгновение разглядеть родные лики… Скоро полночь, обязательно погадаю на пепле, ваша святочно-мистическая Лилиана.