В первом номере «Москвы» - продолжение начатого в конце прошлого года романа Михаила Попова «Трое неизвестных». Здесь – окончание первой части. Значит, будет ещё и вторая.
Больше крупной прозы в номере нет, но есть множество рассказов.
Дальше открываем сразу раздел «Культура», пропуская публицистику на политические темы.
Наталья Барышева в своей статье «Новое прочтение» рассказывает об Андрее Платонове и постановке на сцене Тульского драматического театра им. Горького спектакля по мотивам произведений писателя «Сокровенная любовь». Спектакль поставил петербуржский режиссёр Геннадий Тростянецкий.
«Основной образ спектакля – отсылка к картине Питера Брейгеля Старшего «Слепые». Песчаная буря, люди держатся друг за друга, пытаются укрыться зонтами и плащами, куда-то идут. А впереди что? Котлован».
Понятно, что обращение к прозе Платонова не сулит весёлости и не обещает хеппи-энда, и краткий пересказ спектакля автором статьи это полностью подтверждает. Беспросветный конец. У всех трёх героинь жизнь не сложилась.
«Если мы соглашаемся быть слепцами, мы можем быть добрыми, нравственными, хорошими, но… обязательно найдётся кто-то, кто видит чуть больше и использует нас в своих интересах. И в конце концов мы вдруг окажемся у края котлована и будем вопрошать: кто виноват? Власть? Жена? Господь Бог? Люди другой национальности? Бездушные машины? Цифровые технологии? Безжалостный ход времени? Ветер?..»
Не знаю, были ли на спектаклях в Туле аншлаги, но я бы, скорее всего, на такой тяжёлый спектакль не пошла.
Объёмная статья, практически научное исследование Аллы Новиковой-Строгановой «Божий человечек» Павлуша» рассказывает нам об учёном-фольклористе, прославленном собирателе устного народного творчества Павле Ивановиче Якушкине (1822-1872). Именно его запечатлел Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Павлуши Веретенникова. Писал о Якушкине и Н.С.Лесков, поскольку они были земляками, орловцами.
Был Якушкин человеком очень колоритным, обращал на себя внимание везде, где находился.
«Однажды в Париже Лесков стал свидетелем того, как бойко распродавались фотографии «вихрастого» Якушкина, «под которыми по-французски было написано: «Pougatscheff». Пугачёв – и в очках?! Но Лесков безуспешно пытался разубедить палерояльских торговцев. «Под обозначением «Пугачёв» фотографии Якушкина, разумеется, шли бойчее».
Ну и, конечно, с интересом прочитала я окончание очерка Александра Васькина «Легенды Арбата: ресторан «Прага».
Во второй части своего труда автор рассказывает о тех раннесоветских временах ресторана, когда в нём была столовая для сотрудников Моссельпрома. Столовая была, видимо, настолько хороша и недорога, что её воспел в своих стихах Маяковский, упомянув своих сотоварищей, которые там обедали. А это и Есенин, и Пильняк, и Мейерхольд со Станиславским, и многие другие как известные, так и забытые ныне личности.
Все, кто здоров,
весел
и ловок,
Не посещают других столовок.
Чёрта ли с пищей
возиться дома,
Если дешевле
у Моссельпрома…
Обедали в столовой не только писатели, но и их герои, например, именно сюда привёл Ипполит Матвеевич Воробьянинов Лизу. Правда, закончился тот романтический вечер не очень удачно… Здесь же происходил и знаменитый аукцион, где можно было приобрести мебельный гарнитур тёщи Воробьянинова – это уже про фильм.
После смерти Сталина ресторан был реконструирован по проекту известного архитектора Вячеслава Олтаржевского, после чего «Прага» подросла на один этаж и приобрела заметный издалека купол с зелёной шапочкой.
В 1961 году в «Праге» праздновали очередное вручение Ленинских премий группе лауреатов. Премии вручала министр культуры Фурцева. После первого тоста Фурцева предложила спеть и затянула свою любимую песню «Купите бублики», попросив аккомпанировать ей… Святослава Рихтера. Рихтер, шокированный таким «низким» вкусом министра культуры, никак не мог попасть в ритм, и Фурцева недовольно ему выговорила:
«За что только тебе, Рихтер, дали Ленинскую премию? Ты даже аккомпанировать толком не можешь!»