В начале января мы прогнозировали, что YouTube будет заблокирован в текущем году. Буквально вчера, 18.01.23, тема вновь всплыла в СМИ. Первым высказался Евгений Викторович Пригожин:
«В ближайшее время YouTube будет закрыт. А те, кто активно пользуются YouTube, в свою очередь, будут выявлены и понесут заслуженное наказание, после того как он будет запрещён».
Затем слово взял генеральный директор «Газпром-медиа», Александр Александрович Жаров:
«Если платформа [YouTube] продолжит заниматься систематическим и осознанным нарушением российского законодательства, этот вопрос [о блокировке] стоит рассмотреть».
Не остался в стороне и глава комитета Государственной Думы по информационной политике, Александр Евсеевич Хинштейн:
«В Государственной думе России впервые слышат новости о намерении запретить видеохостинг YouTube на территории страны в ближайшее время».
Ничто не ново под луной. Контент на платформе уже неоднократно блокировался в результате нарушения законодательства. По всей видимости, если блокировка произойдёт в 2023, то будет принципиальной и длительной — иначе публичной дискуссии на протяжении многих месяцев бы не велось.
Сейчас сложилась глупая ситуация. Контролировать и влиять на видеохостинг мы не можем, — YouTube не находится в нашем правовом поле — но активно пользуемся им. В сутки люди смотрят более 88 минут видео на платформе, а общая аудитория составляет около 48 млн пользователей. Представить подобное в США просто невозможно. Сверхпопулярный китайский TikTok вынудили продать часть компании американскому Oracle, но всё равно продолжают травить в СМИ и блогах. А у нас больше года идёт дискуссия в духе Достоевского: имеем ли мы право? Невероятно!
Из YouTube не удаляются откровенно экстремистские материалы. На платформе всё ещё разрешены призывы к убийству русских и граждан России. Так, в исключительном порядке. За призывы убивать, скажем, сенегальцев или индусов вас разумеется забанят. Как и за жестокость по отношению к животным, осуждение сексуальных меньшинств и проч.
Защитники платформы любят использовать тезис о недопустимости ограничения свободы слова, однако абсолютно всегда забывают упомянуть, как YouTube удаляет любой контент, противоречащий мейнстримной повестке.
Вы можете собрать огромную информредакцию, вложить не один миллион в продакшн, не говоря уже о силах, времени и любви. Но все ваши труды будут стёрты одним кликом, без возможности восстановления, потому что так решил какой-то украинствующий модератор.
Вам никто ничего не обещал.
До свидания.
Жалобы пишите в Спортлото.
Всё ещё не находите текущую ситуацию ненормальной?
Аргументация о том, что YouTube безальтернативен — ложь лоббистов. Доделать интерфейс и алгоритмы ВКонтакте, RuTube, Дзена, Одноклассников или ЯRUS не так долго и не так трудно. Когда у любой нашей платформы появиться хотя бы часть от текущей аудитории YouTube, она сможет выделить деньги на обновления, потому что будет понимать окупаемость затрат. Неужели кто-то всерьёз полагает, что страна с собственной национальной платёжной системой и лучшим финтехом не способна настроить алгоритмы выдачи смешных видео?
Главная проблема в том, что YouTube стал частью повседневности. Из-за этого мы находимся в бесконечном цикле. Контент-мейкеры анализируют трафик и видят, что весь он на YouTube. Значит, уходить в условный Дзен нет смысла. Дзену, в свою очередь, незачем вкладывать огромные деньги в развитие алгоритмов, работать над интерфейсом. Аудитория из YouTube не уходит, даже когда их любимых авторов банят. Эта система работает как часы. Вместо выбывших авторов всегда появляются новые, но уже более лояльные и осторожные, потому что зритель на платформе есть. Бесконечная спираль, в которой мы почему-то должны подчиняться чужому цифровому контролю. Нам что, своего мало?
Это невыгодно ни зрителю, ни производителю контента. Может быть, причина в заговоре жадных корпораций?
С точки зрения бизнеса, YouTube сам по себе уже год как непривлекателен. Google, как коммерческая структура, из России ушёл. Соответственно, русские компании не могут покупать рекламу на видеохостинге. Из всего изначального разнообразия форматов, сейчас доступен только один — прямая интеграция в видеоролик. К YouTube это не имеет никакого отношения. Перейдут все в условные Одноклассники, значит и рекламные контракты будут там. Брендам интересна аудитория, а не платформа.
Но самим людям, кажется, не так важно, какой контент и за чьим авторством потреблять — главное делать это на YouTube. Потому что привыкли. Что ж. Блокировка заставит выйти из зоны комфорта, как сделала это с пользователями соцсетей Meta Inc. — запрещённой и признанной экстремистской в России. Загружать видео через VPN неудобно, смотреть тоже. Конечно же, часть аудитории останется на видеохостинге, но подавляющее большинство перейдёт на другие платформы. Вопрос лишь в том, как скоро это произойдёт.
Напишите в комментариях, что вы думаете о блокировке YouTube. И конечно же, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш блог.