Найти тему
Не раз очарованный странник

Советский фильм, из которого Голливуд сделал два, скрыв его создателей

Помню, когда в детстве я посмотрел этот фильм, то был под сильнейшим впечатлением, несмотря на то, что картина увидела свет за двадцать пять лет до этого – в 1962 году.

Автор этого, без сомнения, по меркам своего времени научно-фантастического блокбастера Павел Клушанцев во многом опередил время, задав тон и подняв планку жанра не только в СССР, но и во всём мире.

Фильм шёл в прокате полгода и не было ни дня, когда бы не собирались очереди за билетами. Двадцать восемь стран купили права на его прокат, а в США его перемонтировали и создали "свой фильм", добавив несколько доснятх сцен и назвали его "Вояж на планету доисторических чудовищ". Фильм был настолько успешным, что спустя три года, сценаристы немного обновили сюжет, вырезали доснятые ранее сцены, заменили их на новые и снова выпустили картину как новую, не особо парясь с оригинальностью названия. Кинолента вышла в прокат как "Вояж на планету доисторических амазонок". Поразительная предприимчивость, правда?

Что примечательно: дельцы изменили имена актёров и съёмочной группы на иностранные, чтобы скрыть факт, что фильм советский.

Так чем же этот фильм так заинтересовал американцев, что они не стали делать ремейк, а перемонтировали исходные материалы?

-2

Всё дело в технологиях съёмок. Клушанцев был не просто режиссёром и оператором, он был гением, изобретающим новые технические решения, которые просто не существовали в мире, и чтобы повторить спецэффекты, требовалось бы заново изобрести их.

К таким новациям относится люминисцентный метод съёмки, авторская система стабилизации камеры для съёмок с воздуха, система точечного экспозамера, система автофокуса и призма Клушанцева, позволяющая реалистично комбинировать нарисованные декорации с реальными объектами.

-3

Фильм по советским меркам дорогой, для создания вездехода на "антигравитационном" принципе у инженеров ушло четыреста тысяч рублей! Можно было бы купить полсотни автомобилей "Волга". Позже идею этого аппарата позаимствовал Лукас в "Звёздных войнах".

-4

Лукас был не единственным, кто черпал вдохновение у Клушанцева. Идею с тонущем в лаве роботом с поднятой в прощальном приветсвии рукой использовал позже в своём "Терминаторе-2" Кэмерон, который специально послал своего специалиста по спецэффктам Роберт Скотак.

Когда железный занавес упал, Скотак переписывался с Клушанцевым в СССР, а позже в 1992 году приехал к Павлу Владимировичу за консультациями, и будучи невостребованным режиссёром, тот передал американцу чертежи всех своих изобретений и трюков, чтобы хоть как-то сохранить своё наследие, из любви к искусству.

-5

Лукас, который называл "Планету бурь" идейным отцом "Звёздных войн", приехал в Советский Союз и попросил встречи с Клушанцевым, и был поражён, что наши чиновники даже не слышали о таком.

При жизни творчество Клушанцево было холодно принято властью и цензурой, и он бросил снимать фильмы, став автором детских книг.

Зато в Америке, его перемонтированный фильм включили в Фонд общественного достояния.

Все эти фильмы можно посмотреть в Сети. Для вашего удобства я выложил их тут.

Ну, а у меня всё. Поддержите очерк "👍", если вам было со мной интересно. И не забывайте подписаться, если хотите не пропускать новые очерки