Вчера на историю про прапрапрадеда писателя мне ответили примерно три десятка человек с вопросом: как мы делали родословную?
Рассказываю по шагам!
1) Свести известную родословную
Вначале мы написали все, что знали сами, особенно, все, что знала бабушка. Её родители приехали в Петроград в начале 20 века из Ярославской области, бежали от раскулачивания.
2) Опросить родню
Дальше опросили родственников и дополнили древо новой инфой. К именам прибавляли фотокарточки (те, что были в бабушкиных закромах и присланные родственниками из Ярославля).
3) Пойти в архивы
Мама и родственники из Ярославля отправились в архивы на местах и сделали запросы копий метрических книг по селам, где жили родственники (сведения о рождениях, венчаниях и смертях до революции записывали в метрические церковные книги) по фамилиям. Архивы охотно принимают заявки и выдают информацию иногда бесплатно, иногда за небольшую пошлину (в районе 500 руб.), выдают или присылают копии и инфу прямо на мейл.
4) Работать с архивной инфой
Мама получила из архивов копии из метрических книг и стала их изучать, искала по фамилиям: у нас это были Ливановы/Ивановы и принялась поколение за поколением вытягивать именно наших предков из архивных недр, сличая даты рождения, имена и отчества жен и мужей, родителей и детей. И смогла добраться до 1677 года.
5) Нарисовать древо + записать всю информацию по поколениям: имена, отчества и фамилии, даты рождений и смертей, сословия, звания, профессии, места жительства.
6) Отдать древо в верстку и напечатать его в виде огромного плаката, по которому можно шариться с лупой на ковре
Можно отдать знакомому дизайнеру и напечатать в любой типографии, а можно пойти в специальную контору, которая специализируется на родословных (там будут готовые шаблоны макетов и не придется возиться с ТЗ, хотя наша верстка и выбранные шрифты меня не шибко радуют).
7) Изучить и описать особые случаи
Ради них можно порыться не только в архивах.
В нашей семейной истории их несколько. Во-первых, корпус рукописей и публикаций Василия Львовича Ливанова, из которых мы сделали книгу (кстати, мы охватили не все – еще часть его публикаций хранится в Публичке в дореволюционных газетах и журналах). Во-вторых, судебное дело, связанное с раскулачиванием семьи опять же Василия Львовича и его детей (в итоге сосланы и погибли в ссылках в Мурманской области) – им мама вплотную собирается заняться, когда отправится на пенсию. А в-третьих, дело, о котором я писала неоднократно – политическое, по нему в 1937-ом проходил и был расстрелян бабушкин отец, Павел Ливанов, уже тут, в Ленинграде. Чтобы разобраться в нем, мы с мамой и бабушкой ходили на Литейный 4, где в присутствии сотрудницы ФСБ читали всю папку (протоколы допросов и свидетельских показаний, описи, приговор) снимали копии с разрешенных страниц). Дела реабилитированных жертв репрессий доступны для ознакомления родственникам – но, как я понимаю, порядок везде разный и зависит от географии событий.
Безусловно, составление глубокой родословной - рутинная и длительная работа, но результат невероятно ценен. Узнаешь истории людей, которые стоят у тебя за спиной, понимаешь что-то о себе, знакомишься с сутью своего рода. Поэтому я от души советую всем идти и делать это, пока есть силы и пока открыты архивы.
Прилагаю фотку – казалось бы, снято этим летом на Заливе, да сдобрено чб фильтром vsco. На самом деле, снято в 1959-ом, это мои бабушка и дедушка, разве не чудо?