Речь пойдет про самоходную артиллерийскую установку среднего класса из Германии. Орудие относилось к категории штурмовых и применялось во времена Второй Мировой Войны.
Сразу стоит отметить, что указанное название является сильным сокращением, так как вся техника того периода из Германии имела чрезвычайно длинное полное наименование. Оно растягивается на две строчки, и выговорить его непросто даже некоторым немцам.
Военные эксперты полагают, что именно это орудие было произведено наибольшим количеством единиц на немецких заводах за все время ведения военных действий до 1945 года.
Здесь также часто приводится аналогия с танком Pz Kpfw.III, так как орудие также имело гусеничный ход и броню. Однако существовало и отличие, которое заключалось в жестком бронированном модуле, дополненном пушкой большой мощности.
Броне орудие создавалось не совсем с нуля. Был использован колоссальный опыт, наработанный еще в годы Первой Мировой Войны. Именно тогда стало понятно, что пехота нуждается в дополнительной огневой поддержке для более эффективного ведения боя.
На создание артиллерии штурмового класса вынес свой вердикт Эрих фон Манштейн. Он же и подписал соответствующие документы в 1935 году. Основной упор делался именно на огневую поддержку пехотинцев.
Перед созданием орудия были четко определены его необходимые параметры. Броня должна была присутствовать везде, а высота изделия не должна быть больше среднего роста солдата.
Уже через год началась разработка машины, и поручили эту задачу инженерам корпорации Daimler-Benz AG.
В производство броне орудие поступило на предприятие Alkett. Первые пять единиц с 7.5 мм пушкой были готовы к 1937 году. Шасси позаимствовали от танка Pz. Kpfw. III Aust. B.
Изначально установленная пушка не удовлетворила высшее руководство Германии, поэтому ее практически сразу заменили на другую. В последствии была еще одна корректировка по данной части. На этот раз увеличилась ее длина.
Со временем появилась дополнительная необходимость в пулеметах калибра 7.92 мм модели MG-34. Они монтировались около люка командира.
Получившаяся машина по затратам была выгоднее относительно существовавших танков.
Если оценивать в денежном эквиваленте, то получалось чуть больше 80 тысяч марок за единицу против почти 104 тысяч марок также за единицу танка.
Экономия обусловливалась отсутствием башенного модуля, за счет чего производство стало куда проще. Также стала возможной установка более массивного орудия на имеющиеся шасси.
Штурмовое орудие на броне машине было нескольких моделей, которые имели определенные отличия в зависимости от года изготовления.
Несколько экземпляров были нулевой серии, после чего дальнейшие модели обозначались латинскими буквами, например А, В и так далее.
Кроме всего прочего, на более новые поколения машин со временем стали устанавливать другую коробку передач, а также гусеницы большей ширины.
В настоящее время в музее содержится отреставрированный экземпляр, который относится к поколению В. Таких боевых единиц было собрано три сотни.
Далее шло поколение C, которое отличалось рубкой меньшего размера, а уже спустя год вышло поколение D. Такие машины снабжались электрическим звонком, который располагался непосредственно около правого уха водителя-механика. Так можно было установить связь с командиром.
Через несколько месяцев в ряды немецкой армии поступило уже поколение E, где была переработана и улучшена аппаратура связи.
К 1942 году была готова модификация F и именно эту САУ выпускали крупными партиями, усилив лобовую броню до 80 миллиметров.
Однако наиболее массовым поколением стало именно G, которое было запущено к концу 1942 года. Основное отличие заключалось в новейшей пушке Stuk 40 L/48 на 75 миллиметров.
За годы ведения боевых действий было создано чуть меньше 8 тысяч таких бронированных орудий на гусеничном ходу.
Практически сразу за машиной закрепилось прозвище Гадюка, по характерному силуэту, повышенной эффективности и скрытности. Военные эксперты называют это изделие одним из самых удачных, произведенных немецкими инженерами.