Спойлер: «Скажи мне как ты воспитываешь ребенка, и я скажу, каким он будет»
Неверие в свои силы, повышенная тревожность, чувствительность к критике, неумение получать удовольствие от процесса, пессимизм… Это далеко неполный список проблем во взрослой жизни, закладываемых в детском возрасте. В этом посте я расскажу об основных эмоциональных потребностях, и как их нехватка влияет на нашу взрослую жизнь. Сохраняйте в закладки!
1) ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Потребность в любви и принятии
✅ Сюда относится забота, эмоциональная поддержка, внимание. Ребенку важно знать, что он дорог и важен, что его принимают, как бы он себя не вел.
❌ Последствия дефицита: низкая самооценка, зависимость от мнений окружающих
Потребность в защите и безопасности
✅ Ребенку важно чувствовать, что ситуация находится под контролем родителей, и ему ничего не угрожает. Это ощущение формируется через создание родителями предсказуемой безопасной среды.
❌ Последствия дефицита: фобии, тревожные расстройства, ощущение беззащитности, плаксивость
Потребность в понимании и сопереживании
✅ Ребенку важно чувствовать, что его понимают. Понимают и разделяют его чувства (признают их значимость), потребности, и почему он поступает тем или иным образом.
❌ Последствия дефицита: чувство одиночества, страх отвержения, сложности говорить о трудностях и потребностях окружающим, выражать чувства и просить поддержку
Потребность в поддержке и поощрении
✅ Ребенку важно чувствовать поддержку его решений и что он имеет право на совершение ошибки; чтобы его инициатива сделать что-то самостоятельно поощрялась.
❌ Последствия дефицита: ощущение себя плохим, ущербным, уязвимость к критике, ранимость, зависимость от мнения окружающих
Стабильность отношений
✅ Ребенку важно чувствовать, что он желанный, нужный, ему всегда рады и что его не покинут. Даже в случае перемен — переезд, развод родителей и т. д., поддержка и забота не прерываются, что формирует спокойное и здоровое отношение к жизненным изменениям.
❌ Последствия дефицита: страх быть брошенным, непереносимость разлуки, ощущение нестабильности, неспособность к эмоциональной открытости
2) ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
✅ Автономия — это способность действовать самостоятельно и независимо от родителей (степень самостоятельности зависит от возраста). Компетентность — способность эффективно действовать и добиваться своих целей. Данная потребность не удовлетворяется в семьях с гиперопекающими родителями, а также где ребенка постоянно сравнивают с другими не в его пользу и не верят в его успех.
❌ Последствия дефицита: неверие в собственные силы и возможности, непонимание своих потребностей и целей, проблемы с профессиональной самореализацией
3) ПОТРЕБНОСТЬ ГРАНИЦАХ И НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Потребность в разумных ограничениях
✅ Ребенку важно понимать правила игры и пределы дозволенного. При этом чтобы границы были разумными, четкими и понятными. Крайность, когда все разрешается и прощается, - пример отсутствия границ (проблема избалованности).
❌ Последствия дефицита: неуважение к потребностям окружающих, неспособность сотрудничать с людьми, сдерживать обещания, ставить долгосрочные цели и добавиться их, проблема ответственности, эгоизм, может быть психологической основной расстройства пищевого поведения
Потребность в наставничестве
✅ Потребность в мудром взрослом, который знает, что нужно делать и как – в теплой и поддерживающей манере направляет ребенка, показывает, учит. На него можно опереться в трудной ситуации.
❌ Последствия дефицита: тревожность, склонность к беспокойству, гиперответственность, излишние сомнения перед сложной задачей, представления о собственной некомпетентности («синдром самозванца»)
4) ПОТРЕБНОСТЬ СВОБОДНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ
✅ Ребенку важно понимать, что он может свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции и потребности, вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства. Это не значит, что все выражаемые потребности должны быть немедленно удовлетворены. Человеку важно иметь саму возможность сказать о том, что его волнует - сказать и быть услышанным, понятым и принятым.
❌ Последствия дефицита: излишняя покорность, самопожертвование в пользу потребностей других людей, внутренняя агрессия, проблемы с выражением эмоций вызывающих неодобрение, повышенная обидчивость и уязвимость, сложности с созданием близких открытых отношений, проблемы с регуляцией сильных эмоций
5) ПОТРЕБНОСТЬ В СПОНТАННОСТИ И ИГРЕ
✅ Потребность играть, радоваться, дурачиться, спонтанно проявлять чувства, искренне выражать эмоции. Через игру ребенок общается, познает, получает физическую нагрузку и удовольствие.
❌ Последствия дефицита: сложности с получением удовольствия от процесса деятельности и от жизни, повышенная тревожность, негативизм, пессимизм, подавление эмоций и своего чувства юмора, уязвимость к ущербу
________________________________________
Играйте, самовыражайтесь, ошибайтесь, развивайтесь, будьте уверенными, компетентными и доверяйте себе. Успехов!
[Продолжение следует]
------
✅ Евгений Чернега, индивидуальный и семейный психолог
- Член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психологии в России
- Член Федерации Психологов-Консультантов России
- Степень MBA
- Принимаю очно и онлайн
70% обращаются по рекомендации🥇
🌐 Запись на консультацию: www.echernega.ru
Подписывайтесь на инстаграм: https://www.instagram.com/chernega.evgeny/
-------
#Потребности #ЭмоциональныеПотребности #ПсихологическиеПотребности #ВоспитаниеДетей #ДетскаяПсихология #ПотребностьЛюбви #ПотребностьПринятия #ПотребностьЗащиты #ЧувствоЗащищенности #ЧувствоБезопасности #Тревожность #Неуверенность #НизкаяСамооценка #ЛичностныйРост #Саморазвитие #ЭмоциональнаяПоддержка #Самовыражение #семья #страхи #фобии #тревожность #ссоры #семейныеконфликты #здоровыеотношения #близкиеотношения #психологспботзывы #психологспб #семейныйпсихологспб #семейныйпсихолог #семейныйпсихотерапевт #психологиясемьи #ссорыобиды #семейныеотношения #психологспбочно #психологспбонлайн #психологевгенийчернега #психологмоскваонлайн #психологонлайн #выходизконфликта #выходизконфликтнойситуации #ЕвгенийЧернега