Найти в Дзене
Ярославна

Афганистан: бортовой техник

15 февраля — День вывода советских войск из Афганистана «Афган» — это слово в нашем представлении прочно и неразрывно связано с войной. Эта война стала судьбой целого поколения, у которого с Афганистаном связано слишком многое — участие в тяжелом и трудном деле, суровые испытания, раны и потеря товарищей. Все то, что и сегодня, после распада пославшей солдат на войну страны, оставляет всех прошедших ее и погибших бойцов не русскими, украинцами или узбеками, а — "нашими". Семнадцать лет назад по мосту, соединяющему афганский Хайратон и советский Термез, командующий 40-й армией Борис Громов вывел колонну наших войск из Афганистана. — А что собственно рассказывать? У меня 25 лет службы в вооруженных силах. Эпизоды войны? Это солдат-срочник, отслуживший полтора года в Афганистане, помнит каждый день, проведенный на войне. А у меня за пять лет Афгана 1450 боевых вылетов. О каком из них рассказать? — вот так, несколько обескуражив меня, ответил вопросом на вопрос ветеран Афганской войны Ник

15 февраля — День вывода советских войск из Афганистана

«Афган» — это слово в нашем представлении прочно и неразрывно связано с войной. Эта война стала судьбой целого поколения, у которого с Афганистаном связано слишком многое — участие в тяжелом и трудном деле, суровые испытания, раны и потеря товарищей. Все то, что и сегодня, после распада пославшей солдат на войну страны, оставляет всех прошедших ее и погибших бойцов не русскими, украинцами или узбеками, а — "нашими".

Семнадцать лет назад по мосту, соединяющему афганский Хайратон и советский Термез, командующий 40-й армией Борис Громов вывел колонну наших войск из Афганистана.

Николай Демичев во время службы в Афганистане.
Николай Демичев во время службы в Афганистане.

— А что собственно рассказывать? У меня 25 лет службы в вооруженных силах. Эпизоды войны? Это солдат-срочник, отслуживший полтора года в Афганистане, помнит каждый день, проведенный на войне. А у меня за пять лет Афгана 1450 боевых вылетов. О каком из них рассказать? — вот так, несколько обескуражив меня, ответил вопросом на вопрос ветеран Афганской войны Николай Павлович Демичев.

Биография у него богатая. Есть что вспомнить. Только не всегда возникает это желание у людей, прошедших через огонь и кровь, на какой бы войне они ни были. И все-таки Николай Павлович рассказал о своей службе.

Будучи по специальности бортовым инженером-техником, основную воинскую службу Демичев проходил на Севере России в отдельном авиационном полку Федеральной пограничной службы. Работа на Севере при тяжелых метеорологических условиях требует от человека огромной ответственности, выносливости, высокой интеллектуальной и моральной подготовки. Безусловно, что воины с такими качествами всегда востребованы, особенно на самых сложных участках войны. Поэтому с 1983 года в течение пяти лет через каждые два месяца Николай Павлович командировался в Афганистан в составе летного экипажа вертолета МИ-8.

Фото из архива Николая Демичева.
Фото из архива Николая Демичева.

Вертолет в горах — одна из важнейших боевых единиц. Он осуществляет разведку, связь между подразделениями, доставляет грузы, вооружение, забирает раненых после боя. Во время наступления МИ-8 целыми звеньями взлетают с полосы, чтобы бомбить врага. А после огневой атаки опять же с вертолетов производится высадка десантно-штурмовых групп для зачистки территории от противника.

Надо сказать, что обычно экипаж МИ-8 состоит из четырех человек: командир — левый летчик, штурман — правый летчик, бортовой техник и бортмеханик — стрелок. Но в Афганистане часто четвертого бортмеханика не брали в полет — жалели людей. Бортовой техник выполнял работу за двоих: кроме следования летной инструкции, осуществлял стрельбу из пулеметов, расположенных в носовой части вертолета, в дверях и в грузовом отсеке.

Фото 1983 года из архива Николая Демичева.
Фото 1983 года из архива Николая Демичева.

Мне трудно было представить, как под нескончаемым вражеским огнем МИ-8 совершает маневр, делая сильный крен, а человек умудряется перемещаться внутри вертолета и производить выстрелы. Николай Павлович объяснил:

— Здесь уже не мозги работают, а глаза и руки. Все на полном автоматизме. Ведь когда мы раненых забирали и видели, что с ними сделали душманы, то появлялась дикая злость, желание во что бы то ни стало отомстить. И уже не думаешь, как это все получается.

Бандформирования, которые сражались против советских солдат, проходили серьезную подготовку в Пакистане у самых лучших инструкторов из Америки. С 1982 года у душманов появилось сильнейшее военное оснащение. В кровавых сражениях наши бойцы проявляли чудеса мужества и стойкости, став достойными преемниками боевых традиций ветеранов Великой Отечественной войны. Среди восьми наград, которых удостоен Демичев за безупречную службу в рядах Вооруженных Сил, есть орден «За отличие в воинской службе 2-й степени» и медаль «За отвагу», полученные при выполнении интернационального долга. Николай Павлович участвовал в опасных операциях, когда бои длились, не прекращаясь, по нескольку месяцев.

— А ваш вертолет сбивали?

— Трижды совершал вынужденные посадки, — сдержанно ответил Николай Павлович и вдруг вспомнил, как однажды в 1985 году во время очередной двухмесячной «передышки» на Севере его должны были вновь командировать в Афганистан, но отправили другого бортового техника, который сам об этом просил. Вертолет, в экипаж которого попал этот воин, участвовал в штурме ущелья Мазари-Шариф, где прикованные цепями к ракетным установкам смертники сбивали любую цель при подлете. Бой шел четыре дня. И только когда наши войска применили химическую и дымовую завесу, десантники смогли войти в ущелье и захватить противника. В этом бою были сбиты пять бортов, четыре экипажа успели спастись. А пятый экипаж, где и был тот, кто заменил Демичева, погиб.

— В 1987 году при очередной высадке десантно-штурмовой группы, — рассказал Николай Павлович, — мы попали под гранатометный обстрел. Тогда многие вертолеты были расстреляны. У нашего борта разорвалась мина, в результате чего экипаж получил контузию.

Николай Павлович Демичев.
Николай Павлович Демичев.

Чтобы скрыть волнение от нахлынувших воспоминаний, Николай Павлович переводит разговор в другое русло. Его как депутата Городской Думы и члена межрегионального фонда помощи инвалидам войн и военных конфликтов «Защита» сейчас занимает текущая работа — оказание различной помощи ветеранам, решение их социальных проблем, работа с молодежью, организация деятельности Добровольной народной дружины охраны правопорядка. А еще один из болезненных вопросов — это установка в нашем городе памятника погибшим воинам-интернационалистам, которая никак не может осуществиться из-за нехватки средств.

Нам не удастся откреститься от этой войны, каких бы ей не давали оценок. В Малоярославецком районе проживает 120 человек, прошедших дорогами Афганистана. И мы не вправе оставлять их без внимания.

Елена Степина.

Это одна из первых моих статей об афганцах. Опубликована в газете «Маяк» 14 февраля 2006 года.

В прошлом году удалось вновь встретиться с Николаем Павловичем и поговорить уже о текущей ситуации. Интервью с ним здесь:

Ещё о героях Афганской войны: