Найти в Дзене
Святые места

Видят ли нас умершие? Отвечает священник Владислав Береговой

Продолжаем рубрику с ответами священников на самые волнующие вопросы паствы. Сегодня приводим слова батюшки Владислава Берегова с ответом на вопрос: «Видят ли нас умершие?»

И да, и нет.

В принципе человек, который по смерти, просто говоря, не по-библейски, идет в ад (потому что ад - это все-таки не место, а состояние души), он потому туда идет, что ему на всех людей наплевать. Он их не любил, терпеть не мог.

Как говорил Сартр:

«Ад — это другие люди».

Этот человек делал пакости людям, поднимался по карьерной лестнице, идя по головам, предпринимал все возможное, чтобы оградить себя от других и использовать окружающих как средство для достижения собственных целей.

И вот что таким до нас?

Ведь в вечности все кратно увеличивается. И добродетели, и пороки.

Нелюбовь к людям становится гиперболизированной, абсолютной. Как и любовь.

И по тому, как человек относился к людям, можно потом говорить о том, где же он находится.

При этом речь идет не о детях, не о жене, не о муже. Хотя бывает, что мы и к ним тоже относимся по-скотски. Здесь речь вообще о тех, кого вы, может, и за людей не считали - политических, религиозных оппонентов, бездомных. Вот по отношению к ним мы будем и судиться. И такие люди и по смерти совершенно равнодушны по отношению к нам.

А святые, кто жизнь свою отдал за друзей своих, кто помогал людям, утешал, приводил к вере — эта любовь к людям останется у них и после смерти. Если они святы, если они во Христе, то они видят нас очами Христа.

Видели, как святые изображаются на иконах? На золотом фоне. Золотой фон — это присутствие Бога, невидимого Бога.

Это не просто красивый фон, а-ля «художник так видит», «дорого-богато». Нет.

Это присутствие Бога на иконе. Там даже границы не всегда четко обозначаются. Он в Боге, и Бог в нем. И он молится, ходатайствует Богу о нас. Он наш друг. Но постольку нас видит, поскольку он во Христе.

Поэтому подытожу.

Тут все просто: кто во Христе, тот нас видит, кто не во Христе — нас не видит, но чувствует нашу молитву. Не зря же мы молимся об умерших!

Молитва церкви, дела милосердия и любви, которые проявляются в том числе и через материальную помощь нуждающимся, через приношение продуктов в храм, посещение заупокойных богослужений — все эти дела любви могут открыть глаза умершим, могут приблизить их к Богу.

По мере приближения к Богу они, если хотите, видят нас как бы сквозь тусклое стекло. Ну и, естественно, нет никаких глаз, ушей, носов у душ. Это духовная субстанция, нематериальная. Ее можно изобразить только с помощью символов, образов, как-то антропоморфно.

Поэтому лучше говорить «ощущает», нежели «видит».

Если человек видит только себя, то других он видеть не хочет. И чем дольше он в аду, тем дальше он от источника любви, источника видения и ведения, источника знаний, и тем дальше от того, кого Бог любит — от людей, в том числе всех родственников.

И плохо таким душам не оттого, что они переживают за судьбу своих близких, а потому что то, к чему они привыкли в жизни, их разъедает изнутри.
Это злоба, зависть, раздражение, гнев, блуд, зловредные привычки — наркомания, алкоголизм, курение.

К примеру, хочешь покурить, а тела нет! Душа человеческая в таком случае страдает.

Вот такой ответ на, казалось бы, простой вопрос. Берегите себя и свои души!

Вам будет интересно: