Найти в Дзене
Марфа Сергеевна

Записки о неважном - 11. Литература и история: как не попасть впросак.

Вчера в школе у меня выдался какой-то удивительный день. Во всех классах были такие темы и такие тексты, что, несмотря на все мои намерения не высказываться на определенные темы, я только руками разводила: а что мне прикажете делать?

Надо сказать, что не высказываюсь я не из-за страха или опасения иметь неприятности, а из-за собственной ответственности перед учениками. Не хочу смущать их ум противоречивыми мнениями и спорить с мнением их родителей, например, или других учителей. Это мой осознанный выбор, даже вызов самой себе: как пройти по лезвию бритвы и не свалиться в ту или иную сторону. Можно ли считать мою позицию малодушной? Наверное, можно, но пусть. Да и дети не дураки, сами ее вычислят, даже по моему многозначительному и говорящему молчанию. Тем более, что на моей стороне наша русская литература.

Но довольно туманных вступлений, лучше сразу к делу. С уроками литературы и истории в средних классах такое расхождение в темах, что только диву даешься. Пока пятиклассники изучают на истории первобытно общинный строй или каких-нибудь фараонов, я на литературе буквально на одной ноге пытаюсь пересказать им историю 19 века. Так, при изучении "Бородина" Лермонтова приходится провести ликбез по Отечественной войне 1812 года, при изучении "Муму" Тургенева выясняется, что они имеют самое смутное представление о крепостном праве, а то и вовсе никакого не имеют. В 7 классе недавно был Некрасов "Русские женщины", быстренько о восстании декабристов, в 8 классе о Пугачевском восстании и так далее.

И вот вчера в 5 классе у нас Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Начинаем читать и в первых же строчках Толстой сообщает нам: "На Кавказе тогда война была". А какая война? С кем? С татарами, как пишет Толстой? С какими такими татарами? И приходится мне объяснять, что издавна Россия стремилась присоединить к себе горские народы, а они сопротивлялись и присоединяться не хотели. И словом "татары" автор называет многочисленные национальности, живущие в горах Кавказа, а при упоминании Чечни Таисия сказала, что у нее папка в Чечне служил. В общем, далекое рядом.

И вот мы читаем о том, как Жилин попал в плен к врагам. А какие это враги, когда "Твоя, Иван, хорош - моя, Абдул, хорош". И ненавидит Жилина в ауле только один старик, и у того есть вполне уважительная причина: было у него 8 сынов, пришли русские и убили 7 сыновей, а восьмого, предавшего своих, старик убил сам. Такая вот история. Эх...

Ладно, идем дальше. В 7 классе по литературе "Севастопольские рассказы" Толстого. Надо рассказать о Крымской войне и обороне Севастополя. Думаю: не буду ничего говорить сама, откроем энциклопедию и прочитаем сведения об этом в беспристрастной книге. И вот ученик читает, а я думаю: "Боже ты мой, как под копирку!". А потом читаем сам рассказ, и я смотрю на все новыми глазами. Толстой проводит читателя по самым страшным местам осажденного города, показывает весь ужас войны, и никакие патриотические пафосные строчки о невозможности взять город и о стыдливом для каждого русского чувстве любви к родине не могут этот ужас перекрыть.

А ведь в рассказе "Севастополь в мае", когда Толстой пишет о временном перемирии, он восклицает: Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди — христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любови к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся, как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны — и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия".

Самая честная книга на эту тему, и самая страшная.

Иду на урок в 8 класс и думаю: ну, уж там-то ничего крамольного не предвидится, безобидная тема: "Односоставные предложения". Как бы не так! В качестве примера на определенно-личные предложения приведено стихотворение О. Фокиной и спрашивается: "Какова основная мысль стихотворения?". А там первые строчки: "Храни огонь родного очага и не позарься на костры чужие". Вот и попробуй обойти острые темы, попробуй быть беспристрастной и соблюсти нейтралитет. Но я стараюсь.

Если вы думаете, что дети ничего не понимают и не проводят параллелей, то это вовсе не так. Не слишком продвинутые в этом вопросе семиклассники и вполне продвинутые восьмиклассники все прекрасно понимают, переглядываются и улыбаются. И все же у них хватает такта не спрашивать меня о моей позиции и не ставить меня в неловкое положение. Пусть им Толстой все объяснит. а я не виновата.