Найти в Дзене
Пограничный контроль

Всего одна попытка

Концепция, в которой человек все же сильнее окружающей его среды и способен преодолевать ее, подниматься над ней и преобразовывать ее к лучшему, как я понимаю, не слишком популярна в нашем обществе и даже в наиболее просвещенных его кругах. Тем не менее, мы видим немало подтверждений того, что эта концепция основана на факторах объективной реальности, и с каждым годом получаем таких подтверждений все больше.

Чем сильнее давит среда, чем прочнее она закабаляет человека и подчиняет его себе, тем больше в этой среде находится людей, сопротивляющихся этой среде, возмущающихся ею и стремящихся вырваться из нее и изменить ее не только для себя, но и для других. От самого человека, от его личности, от его человеческих качеств зависит очень многое – как минимум, его личный выбор в том, становиться ли ему частью токсичной, скверной среды или в той или иной форме ей противостоять.

И нет практически никаких сомнений в том, что чем больше человек владеет знаниями об объективной реальности, чем он лучше понимает закономерности и связи физического мира, чем лучше чувствует время, чем более способен к рефлексии и анализу, тем он более знаком с такими понятиями, как нравственность, гуманизм, мораль, этика, тем он более способен различать добро и зло.

Картина Джимми Лоулора, lebedeva-mari.livejournal.com
Картина Джимми Лоулора, lebedeva-mari.livejournal.com

Казалось бы, тут нет ничего сложного, не бином Ньютона – добром является все сущее и созидающее, злом все разрушающее. Но людям, плохо связывающим себя с физическим миром и имеющим об этом мире весьма абстрактное или искаженное представление, понять такие вещи довольно трудно. Например, им часто кажется, что добром является то, что для них выгодно, легко или удобно, или то, что кто-то назвал добром, а ему никто не возразил из страха за свою жизнь или из корысти.

Понятно, почему концепция презумпции человека перед средой так непопулярна – она слишком многого от человека требует. Требует, чтобы он постоянно, без устали и передышек, познавал мир, не боялся нового, развивался, учился, рос над собой, растил в себе милосердие и сострадание, смелость и силу. Это совсем не легко и часто не слишком приятно, и людям, уже и так порядком утомленным жизнью, не всегда хочется за это браться. Всегда будет кто-то, кто сильнее и умнее, и можно надеяться на то, что он придет и все наладит, а самим делать с собой так ничего особо и не придется.

Надежда такая, безусловно, есть, и вероятность увидеть наш мир обновленным и преображенным без всяких наших на то усилий имеется. Но проблема, на мой взгляд, заключается в том, что этого может так и не произойти, а шанс у нас в этом мире, в отличие от героя сериала «Красная дверь», всего один. У нас не будет второй попытки, другой, «чистовой» жизни, а потерянное без толку время имеет свойство больно отзываться на том, кто его бездарно потерял. Нет никакого другого, «запасного» времени жизни, никто нас там не подождет и не потерпит, пока мы исправим все свои ошибки и доделаем начатое.

Если ничего не делать со средой и идти по самому легкому, уже толпами проторенному пути, потакать своим слабостям и оправдывать чужие, наверное, можно прожить жизнь и довольно хорошо, и даже, возможно, счастливо. Но ты так никогда и не узнаешь, какой могла бы быть эта жизнь, если бы ты плыл против течения, боролся, рос, стремился и добивался. Никто, конечно, не гарантирует, что из этого что-то бы получилось. Но это была бы жизнь не кого-то непонятного, слившегося с фоном, а жизнь твоего собственного «я». И если ты никогда не делал попыток с ним встретиться, ты можешь прожить целую жизнь, а самого себя в ней так и не узнать.