Найти тему
Край Смоленский

Из истории празднования Крещения в Смоленске

Крещение. Из серии «Жизнь Христа». Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.
Крещение. Из серии «Жизнь Христа». Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.

XX век с его глубочайшими историческими катаклизмами привел к разрыву культурных традиций. Мы буквально заново их пытаемся возродить. Вот и праздник Крещения или Богоявления сегодня у нас ассоциируется с купаниями в прорубях, чего в прошлом на Смоленщине не бывало, это уже придумка наших дней.
Главным событием Крещения был крестный ход к иордани
(проруби в реке или озере, которая символизировала библейскую реку Иордан, в которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа), а затем освящение воды.
Вот как описывал в конце XIX века традиции празднования Крещения в Смоленске известный смоленский историк В.И. Грачев:

«Накануне дня Богоявления (6-го января), освящения святой воды, ничего не едят, вечером делают на притолоках дверей, стенах, окнах и проч. мелом небольшие крестики, а часов в десять вечера некоторые, взяв с собой какой-либо сосуд, отправляются к проруби, близ устроенного Иордана на р. Днепре, и здесь зажигают восковые свечи, укрепленные заранее к крестообразным деревянным дощечкам, и пускают их на воду в прорубь. Ровно в полночь, лишь только на соборной колокольне пробьет 12 часов, берут из проруби сосудом воду и уносят домой; вода эта считается святой, исцеляющей от разных болезней, и хранится по несколько лет. Крещенская вода, принесенная из церкви накануне 6-го января, и в день крещения из реки, наливается в особые бутылки, из которых никогда вся вода не выливается, и таким образом она хранится по несколько десятков лет. 6-го и 7-го января происходят последние праздничные развлечения, известные в народе под именем „загонять зайца или воробья”».


А вот газетный репортаж о праздновании Крещения в Смоленске в 1896 году:

«6 января, в день Богоявления Господня в теплом кафедральном соборе были совершены епископом Гурием божественная литургия и молебен, за которыми присутствовали военные и гражданские чины, а затем на р. Днепре – обряд водоосвящения, во время которого из орудий, размещенных на набережной Днепра, возле архивной башни, проведены были выстрелы. В крестном ходу из собора на иордань участвовало гражданское духовенство и около 10 тысяч народа. На соборной горе, начиная от церкви Божией Матери и до собора, стояли войска. Во время обратного следования торжественной процессии в собор, оркестр военной музыки 2-го пехотного Софийского полка играл гимн „Коль славен”… По возвращении в собор протодиаконом Орловым возглашено было установленное многолетие. Погода в этот день стояла прекрасная, что особенно способствовало огромному стечению народа на обряде водоосвящения».


Поражает масштаб крестного хода, в котором приняла участие значительная часть горожан, и его торжественность.
Ниже размещен гимн

«Коль славен…», написанный Дмитрием Бортнянским на стихи Михаила Хераскова в 1794 году. Он считался неофициальным гимном Российский империи и исполнялся при многих торжествах. Стоит послушать!

Автор: Юрий Шорин
Источники: Грачев В. Рождественские праздники в г. Смоленске // Смоленский вестник. 1894. 7 января. №2; Смоленский вестник. 1896. 9 января. №6. С. 2.; официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.