Андрей Андреевич Тутунов писал пейзажи всю жизнь, при этом не раз говорил, что пейзаж интересует его прежде всего в связи с человеком и его бытованием.
Но разглядывая его пейзажи, понимаешь, что художник всегда воспринимал природу как великое благо, достойное изображения. Не как фон для бытовых сцен или портретов, а именно как самодостаточную красоту, каждый раз новую, разную, богатую многочисленными состояниями и оттенками.
Пейзажи Тутунова далеки от подобия фотографий. Скорее наоборот, мы чувствуем, что художник не просто списал мотив с природного вида, который он наблюдал. Натура в его пейзаже как бы переработана, специально организована с целью передать его эмоцию, впечатление. Это не фантазия: личное видение автора всегда опирается на реальные природные явления. Но главным в пейзаже для Тутунова все же остается авторское переживание. И понятно, что его пейзажи – это его личный способ воплощения красоты природы.
В пейзажах особенно заметны особенности его живописной манеры: мы видим смелые красочные мазки разного цвета и тона, которыми автор словно лепит изображение. Благодаря этому возникает ощущение движения, динамики, неуспокоенности, смены состояний природы.
В каком-то смысле можно сказать, что пейзажи Тутунова – придуманы, сочинены, в них есть прежде всего цветовая выдумка: художник не просто воспроизводит цвета природы, а обогащает их, усиливает, наделяя их дополнительной выразительностью ради передачи эмоций от созерцания того или иного природного явления. И это идет от самого художника, от его личности. Но мы, зрители, заражаемся его эмоцией и припоминаем, что и мы когда-то видели нечто подобное или хотим это увидеть в натуре.
Пожалуй, больше всего Андрей Андреевич любил писать сосны и тополя, он рисовал эти деревья в любую погоду, в любое время года, придавая своим пейзажам то лирический, то философский, то драматически-тревожный характер.
Другая его любовь – ночь. Удивительны его ночные пейзажи, где темное на темном отливает то синевой, то голубизной, то серебром…. Он говорил об этом так: «меня всегда увлекала задача смешать в картине естественный и искусственный свет… Особенно волнует меня лунный свет, который съедает повседневность, прячет что-то, но и объединяет все в единое целое…»
Да, Тутунов всегда считал природу великим благом. Но если в ранних пейзажах натура изображалась всегда исключительно позитивно, то постепенно пейзаж все больше пронизывается драматизмом. И с годами степень преображения реальности воображением художника становилась все больше. В позднем периоде творчества его интерпретации природных видов все чаще расходятся с реальной натурой, смелые и нетривиальные цветовые решения производят особое впечатление.
Именно цвет по большей части придает пейзажам Тутунова то драматизм, то экспрессию, то умиротворенность, то восторг и удивление. Будничность, повседневность постепенно ушла из его пейзажей, они становятся неким гимном вечно ускользающей красоте и сожалением о том, что она неминуемо исчезает…