Найти в Дзене

Андрей Тутунов: «чистым» пейзажистом я никогда не был…

Андрей Андреевич Тутунов писал пейзажи всю жизнь, при этом не раз говорил, что пейзаж интересует его прежде всего в связи с человеком и его бытованием.

А.А.Тутунов на пленэре. Фото из архива художника
А.А.Тутунов на пленэре. Фото из архива художника

Но разглядывая его пейзажи, понимаешь, что художник всегда воспринимал природу как великое благо, достойное изображения. Не как фон для бытовых сцен или портретов, а именно как самодостаточную красоту, каждый раз новую, разную, богатую многочисленными состояниями и оттенками.

А.Тутунов. Стога вечером. Холст, масло. 2009. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А.Тутунов. Стога вечером. Холст, масло. 2009. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Пейзажи Тутунова далеки от подобия фотографий. Скорее наоборот, мы чувствуем, что художник не просто списал мотив с природного вида, который он наблюдал. Натура в его пейзаже как бы переработана, специально организована с целью передать его эмоцию, впечатление. Это не фантазия: личное видение автора всегда опирается на реальные природные явления. Но главным в пейзаже для Тутунова все же остается авторское переживание. И понятно, что его пейзажи – это его личный способ воплощения красоты природы.

А. Тутунов. Сад ранней весной. Картон, масло. 1967. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Сад ранней весной. Картон, масло. 1967. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

В пейзажах особенно заметны особенности его живописной манеры: мы видим смелые красочные мазки разного цвета и тона, которыми автор словно лепит изображение. Благодаря этому возникает ощущение движения, динамики, неуспокоенности, смены состояний природы.

А. Тутунов. Сад ранней весной. Фрагмент
А. Тутунов. Сад ранней весной. Фрагмент

В каком-то смысле можно сказать, что пейзажи Тутунова – придуманы, сочинены, в них есть прежде всего цветовая выдумка: художник не просто воспроизводит цвета природы, а обогащает их, усиливает, наделяя их дополнительной выразительностью ради передачи эмоций от созерцания того или иного природного явления. И это идет от самого художника, от его личности. Но мы, зрители, заражаемся его эмоцией и припоминаем, что и мы когда-то видели нечто подобное или хотим это увидеть в натуре.

А. Тутунов. Первая пороша.Холст, масло. 2003. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Первая пороша.Холст, масло. 2003. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Пожалуй, больше всего Андрей Андреевич любил писать сосны и тополя, он рисовал эти деревья в любую погоду, в любое время года, придавая своим пейзажам то лирический, то философский, то драматически-тревожный характер.

А. Тутунов. Сосны в последних лучах солнца. Холст, масло.1973 Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Сосны в последних лучах солнца. Холст, масло.1973 Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Другая его любовь – ночь. Удивительны его ночные пейзажи, где темное на темном отливает то синевой, то голубизной, то серебром…. Он говорил об этом так: «меня всегда увлекала задача смешать в картине естественный и искусственный свет… Особенно волнует меня лунный свет, который съедает повседневность, прячет что-то, но и объединяет все в единое целое…»

А. Тутунов. Ночь. Холст, масло. 1970. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Ночь. Холст, масло. 1970. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Да, Тутунов всегда считал природу великим благом. Но если в ранних пейзажах натура изображалась всегда исключительно позитивно, то постепенно пейзаж все больше пронизывается драматизмом. И с годами степень преображения реальности воображением художника становилась все больше. В позднем периоде творчества его интерпретации природных видов все чаще расходятся с реальной натурой, смелые и нетривиальные цветовые решения производят особое впечатление.

А. Тутунов. Конец лета. Картон, масло.1970. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Конец лета. Картон, масло.1970. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Именно цвет по большей части придает пейзажам Тутунова то драматизм, то экспрессию, то умиротворенность, то восторг и удивление. Будничность, повседневность постепенно ушла из его пейзажей, они становятся неким гимном вечно ускользающей красоте и сожалением о том, что она неминуемо исчезает…

А. Тутунов. Снова снег. Река Волхов. Холст, масло.2007. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Снова снег. Река Волхов. Холст, масло.2007. Работа из собрания Музея Актуального Реализма