Этот год выдался реально непростым. Расскажу не об итогах, а о тенденциях медицинского рынка.
Первая положительная тенденция – инвесторам стало труднее выводить деньги за границу и все больше инвесторов задумываются о том, чтобы вкладывать деньги в стабильные ниши. По моему опыту проектов, реализованных в 2022 году, инвестора стало найти проще, чем раньше.
Вторая тенденция – укрупнение. Когда у вас большой МЦ, а не микроклиника, проще конкурировать за врачей. Ковид выкачал много кадров, особенно в Москве, а когда вы крупная устойчивая компания, вы можете компенсировать и сезонные спады, и незапланированные события, и вам проще сохранять экономическое равновесие. Плюс вы можете привлекать врачей на более интересных условиях, вкладываться в нефинансовую мотивацию, более качественно оснащать рабочие места и тд.
Третья тенденция – сильно растет сфера психотерапии и психиатрии, в некоторых регионах мы отмечаем рост в два и даже в три раза, потому что тревожность населения продолжает расти.
- Ковид никуда не делся и не прошел бесследно – актуальна постковидная реабилитация, многие клиники открывают это направление.
- Дефицит кадров – у нас и так была сильная нехватка кадров по стране, а мобилизация, СВО и отъезд многих специалистов не добавили оптимизма и только усилили этот дефицит.
- Сложности с планированием. Маркетинговое исследование рынка сейчас делать довольно трудно, и на 100% на него мы положиться не можем. Но это не значит, что его делать не нужно. Следить за конкурентами, брать что-то на вооружение – всегда актуально.
Главный урок этого года – не теряйте самообладание. Если сложно пока справляться с тревогой, лучше ничего не открывать и не расширять. Лучше сосредоточиться на текущей деятельности, если у вас действующая клиника, либо на обучении, если только планируете открываться.
Кстати, об обучении - в марте стартует второй поток моего курса Мини МВА для врачей, предварительная запись - в сообщения.
Ну а о моих личных и профессиональных итогах расскажу в следующей статье.
Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить много интересной и важной информации.