В дефиците или в избытке?
Притчу расскажу.
Жили три соседа в одной деревне. Случился неурожай, и у каждого в итоге осталось к весне по мешку зерна. Или на семена, или на еду.
«Посажу, а вдруг не вырастет? Совсем с голоду пропаду!» – думал первый. «Нет, рискну. Вспашу, посею, подожду урожая. Пока созреет, буду траву жрать, всем богам молиться, ворон отгонять, чтобы пшеницу не поклевали. Буду надеяться на лучшее, поборюсь за свою жизнь!»
«Посажу, а вдруг не вырастет? – думал второй. – «Да и стоит ли рисковать целым мешком зерна? Это месяц сытой жизни! А так кину ценную еду в холодную землю, не взойдёт, птицы выклюют, сгниёт оно там. Вообще всё прахом пойдёт. Нет, разумнее не рисковать. Буду траву собирать, с зерном смешивать, растяну мешок на три месяца, а там, как бог даст».
«Так, нужно готовиться к посевной», – подумал третий. И, понимая, что до осени нужно продержаться, начал плести ловушку для рыбы и силки для охоты, вспоминать, когда лучше собирать съедобные корни лопуха и клубни рогоза.
Первый сосед всё лето переживал, каким будет урожай, жил у своего надела, бдил, не дай бог, чего приключится. Собрал пять мешков и ушёл в запой, снимать напряжение после битвы за урожай.
Второй сосед начал пухнуть с голоду и пошёл в батраки к первому, помогать в поле за еду. Ну а что делать? Нужда заставит!
Третий посеял и посматривал время от времени, что там с пшеницей. И всё лето ловил и вялил рыбу, бил и коптил птицу. Приправлял похлёбку травами, запекал в костре клубни. По ягоду ходил, орехи собирал, когда поспели. Собрал четыре мешка пшеницы, насушил полчердака рыбы и принёс из леса два мешка орехов. «Какое хорошее лето!» – подумал он. И понёс рыбу соседям, – угощать.
К чему это я. Первый сосед был в гипертонусе – свои потребности осознавал, но собирался за них бороться. Он смотрел в проблему. Второй – в гипотонусе. Не видел возможности удовлетворить свои потребности более ресурсным способом, и не включался там, где жизнь требовала включиться. Он смотрел в невозможность. Третий сосед был в нормальном контакте со своими потребностями и задачами, которые ему подбрасывала жизнь. Он смотрел в решение, находил возможности. И получал свой ресурс.
У всех так. Когда мы в контакте со своими потребностями, то удовлетворяем их, получая ресурс. От этого мы психологически устойчивы, быстро выходим из стрессов и видим возможность учиться и изменяться. У нас хорошая саморегуляция: внешние события вызывают адекватную реакцию. Мы в постоянном движении и балансе. Это как шагать и не падать, автоматически сохранять равновесие. Когда мы в контакте с потребностями и для нас всё просто, то ресурс получаем в полном объёме и двигаемся по жизни легко.
Если же мы не в контакте со своими потребностями, они для нас в слепой зоне, то ресурса не получаем. В этой точке движения нет. Сидим на печи, думая, что ноги – просто продолжение задницы. Когда мы в контакте с потребностями, но удовлетворить их мешают внутренние запреты, то мы в напряжении и получаем лишь часть ресурса, остальное расходуется на преодоление напряжения. Движение есть, но с лишними усилиями. «Ты чего в полуприсиде идёшь?» «Походка у меня такая!» Километр прошёл вприсядку – устал. Силы кончились.
Здесь ресурс не получаем, тут растрачиваем на преодоление, – в итоге до нужного нам максимума доходим редко. А когда ресурса не хватает на развитие, жизнь превращается в проблему. И нам искренне кажется, что иначе не бывает, что нет простых способов добрать нужный ресурс. Что ресурса вообще в этом мире мало, поэтому нужно успеть, схватить и побороться. Или довольствоваться малым и жить «впроголодь». Если борьба долгая или долго «впроголодь» – получаем дистресс и эмоциональное выгорание.
От того, как мы осознаём свои потребности и как действуем, чтобы их удовлетворить, зависит наше ощущение благополучия и довольство жизнью. Благо – это ресурс, который мы получаем через контакты с внешним миром, на котором живём и развиваемся. И благодарно отдаём в ответ.
Если внутренних ограничений много, то цепочка ресурсирования извилиста и сложна. Она каждый раз обходит подсознательные стоп-сигналы «нельзя», «опасно», «это невозможно». И когда мы застреваем в этих ограничениях, нам кажется, что ресурс конечен. Что ресурс – какой-то запас, резервуар, мощность в батарейке. У меня – свой запас, у тебя – свой, и справедливо было бы обменяться, чтобы обоим досталось одинаково. И в таких контактах мы не генерируем ресурс, а обмениваемся. Не дарим от избытка, а торгуемся из недостатка.
Когда я обучалась психологии в 2008-м году, нам в институте приводили пример, как выстраивать благополучные коммуникации с людьми: каждый раз отдавать чуть больше, чем получено. Тогда человек будет чувствовать некий внутренний долг и в свою очередь отдавать чуть больше. Ты – ему чуть больше, он – тебе. И так по нарастающей. Эдакий рост долгов, если делиться из дефицита.
Мы, сегодняшние, живём в убеждении, что «всем не хватит». Из этого дефицита и строим отношения, словно пайку делим: вот, даю чуть больше, от себя отрываю! В дефицитарном мировосприятии «чуть больше» становится чем-то вроде жертвы или долга: сейчас я оторвала от себя, подожмусь и потерплю, потом ты для меня сделаешь то же самое. Мучаемся по очереди! Так выстраиваются созависимые отношения.
Когда «нельзя» и «невозможно» мало, то цепочка ресурсирования понятна и проста. Хочу, действую, получаю. Хочу спать – сплю, хочу есть – ем, чувствую, что люблю – говорю об этом, знаю, как делать – делаю. При этом делаю это как-то так, что хорошо и мне, и окружающим. Эту механику забавно описал Марк Твен в «Томе Сойере». Вместо того, чтобы уныло красить забор, Том сумел заинтересовать процессом приятеля. В награду дал покрутить крысу на верёвочке. В итоге приятель счастлив, давно мечтал покрутить крысу. И Том доволен – забор покрашен. У Тома точно нет слепых зон насчёт «перепоручить свою работу другим за вознаграждение».
Когда потребности удовлетворяются и без напряжения, мы получаем свой максимальный ресурс, а с ним – радость и благополучие. Когда всё происходит без напряжения, ресурс генерируется. Дефицита нет, ведь сколько надо, столько и производим. Вспомните: когда вы в радости и счастьи, вам ведь хочется поделиться со всем миром и сделать что-нибудь хорошее? Когда ресурс генерируется, хочется отдавать от избытка. Не выменивать, а делиться. Включается принцип «чем больше отдаёшь, тем больше приходит», и это естественный процесс. Иногда его называют безусловной любовью. И там нет предела, там не соизмеряешь, больше ты отдал, чем получил, или меньше. Там просто отдаёшь, наслаждаешься и наполняешься.
Это чем-то напоминает оргазм, в котором оба партнёра растворились и обоим безусловно хорошо.
Резюмирую: когда мы не в контакте со своими потребностями или реализуем их через «нельзя», мы недополучаем ресурс, необходимый нам для движения по жизни. И тогда нам кажется, что ресурс – ограниченная конечная величина, всем не хватит. Мы за него боремся или выпрашиваем, как подачку, обмениваемся, как товаром. Когда с ресурсом всё в порядке, мы наполнены и делимся от избытка. Мы благодатны и благодарны, любим весь мир.
Готовится печатная версия книги. Формат А5, мягкая обложка, 180 страниц. Заявки покупку - в Телеграмм, @lad_ia