На пороге очередной, теперь уже юбилейный пакет санкций и от этого легче не становится экономике ни одной страны. Поэтому неудивительно, что Европа не прочь обойти собственные нефтяные санкции.
Дело в том, что 600 000 баррелей дизельного топлива в день, которых лишится Европа уже с февраля после введения эмбарго на нефтепродукты, могут поставлять страны, которые все еще закупают российскую нефть. В первую очередь, речь идет об Индии.
И тут стоит напомнить, что за последний год Индия на 24 % нарастила импорт нефти из России. Эксперты отмечают, что в 2023 году страна намерена закупать в России еще больше энергоносителя. Самой Индии столько Urals совсем не нужно, но она сможет перерабатывать сырую нефть в дизтопливо и другие продукты, а потом отправлять в Европу. Вполне вероятно, что по такому же сценарию будут работать Китай и Ближний Восток.
Формально это не будет считаться нарушением санкций, но явно свидетельствует о неэффективности эмбарго.
А тем временем стоимость российской экспортной нефти всё продолжает падать. К середине января средняя цена составила 46$ за баррель Urals. По крайней мере именно об этом отчитался Минфин. По итогам декабря 2022 года средняя цена Urals составила 50,47$ за баррель. Что стало падением стоимости на четверть по сравнению с ноябрем. Причина банальна – вступление в силу 5 декабря европейского эмбарго и потолка цен.
Всё дело в том, что из-за отказа множества транспортных компаний возить нефть и увеличения маршрута, продавцы теперь вынуждены делать большие скидки на нефть. Иначе покупатель не сможет покрыть траты на транспортировку. Российские власти пока успокаивают себя тем, что давление санкций стихнет через 3-4 месяца, когда выстроятся новые логистические цепочки, и цена нефти поползет вверх.
А как всё сложится на самом деле — покажет время.