Найти тему

Чтобы импортозамещение стало «эффективнее» надо позвать Чубайса

Оглавление

Об импортозамещении в стране, с высоких трибун, было громко заявлено еще в 2014 году, сразу после присоединения Крыма и последующих санкций против нас со стороны коллективного Запада. Были определены приоритетные отрасли экономики, в которых оно должно было начаться.

Но как это бывает гладко на бумаге, да только в жизни позабыли про овраги. В результате последовавших неудач, при попытках сокращения технологического отставания от мировых производителей, пришлось остановиться на 6 направлениях. Речь идет базовых отраслях промышленности, продовольственной и энергетической безопасности, здравоохранении, транспорте, инфраструктурном и жилищном строительстве.

Зарубежный опыт импортозамещения

Был эффективно применен развивающимися странами Юго-Восточной Азии. Такие страны как: Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань стали развивать свою экономику базируясь на господдержке своего машиностроения и защите своего внутреннего рынка от западных товаров высокими таможенными пошлинами.

Использование западных технологий и развитие на их базе своих наработок привело к выходу таких товаров на внешний рынок. Объем которых увеличивался из-за госстимулирования эффективных компаний и прекращении субсидий для неконкурентоспособных и слабых.

Эти действия привели к развитию экономик этих стран и повышению уровня жизни их населения. На сегодняшний день они входят в топ-20 экономик мира. А ведь у них нет огромных запасов полезных ископаемых.

А какова история импортозамещения в РФ?

Что было при Советах и что осталось после «успешной» приватизации, которая вылилась в захват ведущих отраслей экономики «эффективными» хозяевами и менеджерами, уже много писалось и говорилось. Был взят курс на разрушение имеющихся мощностей, а чтобы не создавать что-то взамен, было решено приобретать недостающие товары у зарубежных «партнеров».

Это привело к полной зависимости страны от коллективного Запада, превращение ее в сырьевой придаток и страну-бензоколонку. А как стали проявлять свою независимость, да еще Крым присоединили, так на нас санкции и посыпались.

С начала импортозамещения 2014 года в РФ успехи были незначительны. Как пример - авиадвигатель ПД-14, созданный на «Пермских моторах» под самолет MC-21. На Балтийском заводе, был освоен выпуск серии атомных ледоколов. В Москве на МПЗ заработало производство литий-ионных аккумуляторов. НОВАТЭК начал строить завод по сжижению природного газа мощностью до 5 млн тонн. Все это конечно хорошо, но для полного импортозамещения еще недостаточно.

Успехи импортозамещения зависят от руководства
Успехи импортозамещения зависят от руководства

Почему в выбранных отраслях не произошло технологического прорыва?

Во-первых, качество госуправления, оставляет желать лучшего. Сформировавшаяся прослойка чиновничества за период строительства капитализма, так приросла к своим местам, что боится что-либо предпринимать, из-за возможной потери своих высоких зарплат, бонусов, льгот и иных преференций, если вдруг что-то пойдет не так.

Поэтому боясь принимать ответственные решения, наверх докладывают искаженную информацию, занимаются очковтирательством. Некоторые из них используют свою должность для личного обогащения.

Во-вторых, плохо обстоят дела с выделением средств на НИОКР. Частным фирмам они практически не достаются. Потому что отката нет от них тем, кто ставит подпись под платежными поручениями. А вот таким, как Роснано выделялись огромные деньги более 400 млрд руб. Результатом их деятельности стал «пшик», а средства куда-то подевались, да еще долги остались.

Даже серьезные сотрудники из Минфина, ВЭБа, Росимущества и Счетной палаты ничего не нашли и приговорили эту шарашку к банкротству. Ныне Чубайс греет пузо в теплых краях, а не на Колыме. А ведь мог бы посодействовать развитию тамошней лесозаготовительной и иной промышленности. Да видно не судьба.

В-третьих, отмечается острый дефицит на промышленных предприятиях квалифицированных специалистов инженерно-технического и рабочего звена. Это объясняется низким уровнем зарплат, отсутствием дополнительных стимулов в виде льготного медобслуживания, отдыха и помощи в приобретении жилья.

В-четвертых, еще одной проблемой является слабая связь между предприятиями НИОКР, создающими инновационные продукты и промышленными производствами, реализующими их в материале. Для эффективного импортозамещения здесь важен конечный результат, в виде ноу-хау, доведенный до внедрения и запущенный в серию.

Но заказчикам, а это госструктуры, которым выделяются финансы для этого, большую важность играет контроль над финансовыми потоками. Поэтому часть денег теряется или используется не по назначению, что печально сказывается на конечном результате.

Как будет проводится импортозамещение в отобранных правительством приоритетных направлениях, пока неизвестно. Известно только то, что все они получили льготные займы и субсидии. Отобрали 164 проекта на общую сумму 5,2 трлн руб. в таких сферах как химпром, автопром, лесопереработка, металлургия, а также в железнодорожном машиностроении и судостроении.

Задачи более чем амбициозные. Подобное мы уже слышали и раньше. Только результаты около нулевые, а деньги на проекты куда-то растратили или по простому распилили. Если такое освоение выделенных средств, будет таким же и сейчас, то надо звать Чубайса, он большой специалист по этой теме.

Специалист по "освоению" госсредств
Специалист по "освоению" госсредств