Найти тему
Многие

О добре и зле

Оглавление

Писатели, философы накатали кучи томов мукулатуры и так ничего и не добились, или добились, но никто ничего не понял, или понял, но никому оно не надо. До сих пор, все эти жидкие субстанции никто не может определить. Но есть описательная модель из тех самых игрушечек на компик для тупых, которая хоть как-то делает понятным и наглядно помогает разобраться в этих вопросах.

Че и откуда?

Если не интересуешь игрушечками, скипай до следующего заголовка, дабы лишний раз не бухтеть, что молодежь нынче не та, а вот я в твои годы... И поехало. А вот я в "варкрафте" танчил рейд босов и это было офигенно. Кстати, деда, 50 лет прошло пока ты разлагался уже мир поменялся.

Это все заслуживает отдельного сочинения, но вернемся к нашей теме. Во вселенной DnD (игр/настолок и бог знает чего еще) попытались, кроме стандартных для РПГ физических характеристик тела персонажа, охарактеризовать его личность на бумаге, взгляды и тд. Вылилось это в создание такой таблички мировоззрений/характеров.

-2

По одному из ответвлению DnD в Pathfinder табличка стала более интересной и мне самому она больше нравится.

-3

Суть

В виде графика (вспомни математику, где тебя заставляли рисовать графики ХУ) показан характер отдельного индивида, где в центре находится нейтральный, сверху – добро, снизу – зло, справа – хаос, слева – закон. Обрати внимание, что к привычным тебе понятиям, которые задвигают со школьной скамьи, добавлены еще два и это разные направления. А еще между ними есть тоже пространство, где эти штуки пересекаются и образуют что-то вроде: законопослушный-злой, хаотично-добрый и тд.

-4

Добро подразумевает альтруизм, уважение к жизни и собственному достоинству мыслящих существ, иногда приносит себя в жертву, помогая другим, старается защитить невинные жизни. Злые персонажи причиняют вред, уничижают или даже убивают невинных, не имеет значения сделано это ради веселья, спортивного интереса или ради выгоды.

Если про добро и зло тебе все понятно, то про хаос и закон надо пояснить. Про эти штуки врятли где-то ты слышал, если не знаком с ДнД, так в жизни толи от незнания, толи от невыгодности про это не рассказывают, а обычно подмешивают в первые два понятия.

Закон – организованность, порядок, честь, устои, консерватизм. Законопослушные персонажи говорят правду, держат свое слово, уважают власть, чтят традиции и осуждают тех, кто не справляется со своими обязанностями. Ради торжества справедливости способен выпиливать людей тысячами без малейших угрызений совести. Из представителей можно назвать типичного солдата в армии, чиновников, полицейских и тд.

Хаос - противоположность закона и подразумевает свободу, безрассудство, непредсказуемость и безответственность. Хаотичные персонажи - приколисты, маргиналы и раздолбаи, действующие по желанию левой пятки. Не любят ограничений, выставляемых законами и обычаями, предпочитают новые идеи традициям. Утверждают, что только неограниченная свобода личности позволяет людям самовыражаться без ограничений и дает обществу извлечь выгоду из потенциала конкретно взятых лиц. Типичного представителя можешь найти включив любой треш-стрим или зайдя в любой бар.

-5

Люди могут меняться со временем, их характеры и мировоззрение, поэтому местоположение тебя или кого-то на картинке/графике могут меняться от поступка к поступку, то есть график не статичен, а постоянно движется, как будто бы в нем была ось Z времени. В главе примеры я покажу как это работает.

Описание всех понятий

В этой главе не мой текст, а дополненная копипаста примерных описаний с оригинала, они довольно мутные, но возможно как то прольют свет на тему.

Законопослушный добрый: Персонажи с этим характером верят, что организованные сильные общества с хорошо работающим правительством могут работать, чтобы сделать жизнь лучше для большинства людей. Чтобы гарантировать качество жизни, надо создавать законы и подчиняться им. Когда люди уважают законы и стараются помогать друг другу, общество в целом процветает. По этой причине законопослушные добрые персонажи борются за вещи, которые принесут самые значительные выгоды большинству и меньше всего причинят вреда.

Честный и усердно «работяга» или неподкупный судья - примеры законопослушных добрых людей. И внезапно можно назвать Бэтмена.

Нейтральный добрый: эти добрые «хлебушки», которым ничего не надо, все только для других. Всем помогают, обо всех переживают и заботятся, забыв про себя.Типичного представителя можешь найти в романе «Идиот» Достоевского. В природе практически не существуют.

Хаотичный добрый: Индивидуалист, действует так, как велят ему его собственные принципы, его не волнуют ожидания других. Он все делает по-своему, но добр, благожелателен и великодушен. Находит правила и законы малополезными. Следует собственной морали, которая является доброй, хотя это может и не совпадать с мнением общества. Они творят добро так, как они его понимают.

Пример: Робин Гуд - разбойник, раздающий награбленное нуждающимся.

Законопослушный нейтральный: Такие персонажи всецело посвящены тому, чтобы помогать другим. Это мировоззрение подразумевает делать добрые и правильные дела без предвзятости - за или против - по отношению к закону. Порядок и организация являются вещами первостепенной важности. Они верят в сильное и хорошо упорядоченное правительство, будь то тирания или демократия. Выгоды организованности и систематизации перевешивают все вопросы морали, поднятые их деятельностью.

Инквизитор, решивший любой ценой преследовать изменников, или солдат, никогда не обсуждающий отданных ему приказаний, - хорошие примеры. В качестве примера можно привести твой любимый (или нет) РКН.

-6

Нейтральный: Таких мало волнуют вопросы законопослушности-хаотичности или добра и зла. Большинство нейтральных персонажей демонстрируют отсутствие предвзятости или убеждений, а не приверженность нейтралитету. Нейтральный персонаж, возможно, думает, что в итоге добро лучше зла, но никоим образом не старается поддерживать добро каким бы то ни было путем. Некоторые подходят к нейтралитету с философской точки зрения. Они видят добро, зло, закон и хаос как некие предрассудки и опасные крайности. Они видят путь нейтралитета как самый лучший и сбалансированный в долгосрочной перспективе.

Хаотичный нейтральный: Такие следуют собственным капризам. Убежденный индивидуалист, ценящий свою собственную свободу, хотя он не горит желанием защищать свободу других людей. Он старается избегать властей, его возмущают ограничения, он бросает вызов традициям. Ничего не будет делать ради других. Непредсказуемым, но его поведение нельзя назвать набором каких-то случайностей; пересекая мост, вряд ли он будет с него прыгать. Хаотичный нейтральный олицетворяет собой свободу от общественных ограничений и излишней добродетели.

Бард, живущий по своим внутренним правилам и зарабатывающий себе на жизнь своим остроумием - пример хаотичного нейтрального персонажа. А мб даже капитан Джек Воробей.

-7

Законопослушный злой: Соблюдает правила, но играет без милосердия и сострадания. Последовательно и методично берет то, что хочет, находясь при этом в рамках определенных правил, без какого-либо сожаления о тех, кому он причиняет вред. Он заботится о традициях, лояльности и порядке, но не о свободе, достоинстве или жизни. Властны и жестоки, но соблюдают кодекс чести. Ему удобно находиться внутри какой-то иерархии, которой он не против управлять, хотя и не откажется и служить. Он не любит нарушать законы или обещания, потому что они могут защищать его от противников, придерживающихся иных убеждений. Некоторые могут иметь табу, например не убивать (но могут иметь помощников, которые будут это делать) или помогать детям в беде (если может). Они считают, что подобное ставит их выше беспринципных злодеев. Олицетворяет методичное, организованное и намеренное зло.

Чиновник, полицейских, тот же судья, но уже берущие взятки.

Нейтральный злой: Нейтральный злой персонаж вершит любые дела, которые могут сойти ему с рук. Он сам за себя, без каких-либо сожалений о тех кого он убивает, будь то ради выгоды, спортивного интереса или удобства. Не любит порядок и не питает к иллюзий по отношению к закону, традиции или кодексу чести, которые якобы могут сделать его лучше и благороднее. С другой стороны, у него не беспокойный характер или любовь к конфликтам, как это бывает у хаотичных злых персонажей. Совершают зло ради зла. Олицетворяет чистое зло без каких-либо "переобуваний". Дно нашего графика.Как и добряки, в природе редки, примеров не вспомнил.

Хаотичный злой: Делает то, что алчность, ненависть или желание разрушений велят ему делать. Порочен, жесток и непредсказуем. Они совершенно не видят ничего плохого в том, чтобы взять то, что им хочется, любыми возможными способами. Законы и правительства - лишь инструменты слабаков, неспособных защитить себя. Сильные имеют право брать, что они захотят, а слабые нужны, чтобы их использовать. К счастью, их планы бессистемны и любая группа, к которой он присоединяется или создает сам, плохо организована. Хаотичные злые люди могут работать вместе только при помощи силы и их лидер живет ровно столько, сколько он сможет продержаться в попытках свергнуть или убить его. Хаотичное зло представляет собой разрушение не только жизни или красоты, но и порядка, на которые те полагаются. А вот и пример.

-8

Пример

Возьмем по рофлу какое-нибудь среднестатистическое представление о бате. В этой главе видимо будет переспам по этому слову и все сервисы будут кричать «ниннада так», но синонимов именно с таким оттенком значения я не припомнил.

Вот батя твой родился и поскольку он ничего не знает, а ноет и какает в пеленки, то находится в середине графика.

-9

Вот твой батя вырос и уже стал твоим папаней. Пока он "пердел" свое бытие и что-то копилось в его голове все эти годы точка сместилась куда-то, ну допустим, сюда. Что там происходило мы без понятия, так как персонаж наш выдуман. Не пересказывать же всю его жизнь.

-10

Вот твой батя пошел работать полицейским и график сместился в сторону закона.

-11

Вот твой батя подарил любимому сыне-корзине компик для игры в дотку на новый год. И график сместился куда-то повыше.

-12

Вот твой батя нахрюкался с друганами и ушел в запой. Ругань дома, денег нет, все пропил, какие-то мутные кореша снуют вокруг бати. И график поехал куда-то в сторону хаотичности.

-13

Вот батя сел играть в танки и кто-то оскорбил его любимый танк, и он реально поехал к этому негоднику (а не как обычно бывает в интернетиках) и зарезал его копией ножа с алика из КСГО. И график поехал куда-то вниз, но не совсем, а вбок, ведь это не чистое злодейство, а больше дуралейство.

-14

Как видишь наш герой остался в пределах одного угла, он мог бы и летать по всему графику, я захотел нарисовать так, но об этом я расскажу чуть позже. Также как видишь все работает во времени.

Это примерная и максимально простенькая раскадровочка бытия примерного бати, искусственно придуманная, дабы показать как это работает. Событий в жизни больше, чем у этого бати и график в реале был бы в разы сложнее.

Практика

Теперь самое интересное, мы увидели модель, описали понятия, поняли как работает, но вот незадача пользоваться этим невозможно. Дело в том, что ни одна нейросеть, ни один человек никогда точно не нарисует такой график ни для себя, ни для кого бы ни было еще, такое разве что господь бог может, если он существует.

Почему?

  • Это все субьективные штуки, для тебя так, для кого-то по другому. То что батя батя купил сынуле компик - вроде бы классно, а если чадо засиделось в дотке до 30 годиков, уже нет. И таких жидких моментов довольно много.
  • Спекулянты. Как говорил классик: «от имени добра сейчас говорят такие хари, что хочется добровольно записаться во зло». Ну или злодей всегда будет подделываться под добренького.
  • Финансы. Если персонаж получает денюшку и зависит от чего-то, он будет заливать что угодно, дабы не осквернить свой источник заработка, и это что угодно вносит еще большую путаницу, что разобраться невозможно. Видел наверно как наркоманы заливают какие классные наркотики, но они ими барыжат.
  • Определить смещение графика невозможно и посчитать силу какого-то поступка, то есть даже тяжесть из примера батиных поступков я рисовал от балды, поэтому в моем примере герой далеко не уехал. Плохие поступки уголовный кодекс вроде как описывает, но и тут свои подводные камни.
  • Образы. "Маркетнасрологи" давно подсчитали что ни надо совершать никаких поступков, а достаточно "плотить" им за рекламу и они во всех источниках контента расскажут о тебе ровно по заказанному тобою же ТЗ (техзадание) какой ты классный, ну или не очень. Ну а поскольку ты в ИРЛ не знаешь этого человека, то будешь верить в то, что расскажут. Чем больше бюджет "маркетнасролога", тем сильнее твоя вера. Да и сам индивид, в отсутствии средств на рекламу, будет создавать такой образ, напр, в политических партиях на полном серьезе дают гайды как его создавать.

Таких лайфхаков кучи, возможно я что-то упустил, но суть в том что нарисовать такой график не может никто, разве что у тебя в голове он иногда появляется, твой собственный, захламленный всем что ты знаешь или что тебе рассказали.

-15

Именно поэтому за тысячи лет не выведено точных описаний, можно только вот примерную модель предложить как это работает, но результат будет расплывчатый. Возможно, если бы "человеки" реально заморочились, они бы давно выявили все зависимости, нарисовали бы все графики, описали все случаи, все поступки со всеми подводными камнями, но оно никому не надо...

В эволюционном плане в любое время «переобуться», заявить что-то противоположное, навалить тумана (как сказал один вейпер) гораздо выгоднее в кратковременном периоде. То есть это даже не "человеки" решали, а их организм, который хочет постоянно "кушоть".

Твердо и четко

Вот так вот какие-то игры для дебилов открыли интересную систему. Я когда-то впервые познакомившись с ДнД (это был невевинтер найтс) был очень удивлен как все на самом деле просто, потому что ни в школе, ни по православному телеку, ни в книжках ни о чем подобном не слышал. Там были мутные намеки, но не чтоб твердо и четко. И вот спустя годы написал такой текст.

Засирал интернет буквами: Александр О.