Я уже несколько раз упоминал, друзья, о выставке «Каргополье с древнейших времён», которую я посетил во время путешествия по югу Архангельской области — Каргопольскому району.
Да, на первый взгляд эта выставка похожа на сотни других краеведческих музеев: глиняные черепки, наконечники стрел, оружие, инструменты, композиция типа «быт горожанина XIX века», комната, посвящённая Великой Отечественной войне, и другие привычные вещи.
Это всё очень интересно, но это есть в сотнях других городов. И если ты уже видел рубель (старинный инструмент для стирки и глажки белья) в десятке музеев, то одиннадцатый тебя вряд ли сможет удивить.
Но в каргопольском музее есть экспонаты, которые можно назвать поистине уникальными. И именно о них я хочу рассказать.
Это один из самых известных экспонатов музея — уникальная икона «Борис и Глеб на фоне горящей каргопольской крепости».
Согласно легенде, 1 мая 1700 года в Каргополе начался страшный пожар. Люди уже отчаялись справиться со стихией, как вдруг на стене крепости возникли образы святых князей Бориса и Глеба, и огонь прекратился.
Написанная вскоре после этого икона ценна не только своим уникальным сюжетом, но и тем, что это единственное сохранившееся изображение каргопольской крепости, пусть и стилизованное. Крепость, кстати, в 1731 году всё равно сгорела.
Ещё одним интересным экспонатом является подвеска со знаком Рюриковичей (XI—XII века), который, внезапно, оказался очень похожим на герб одной соседней страны.
Эти знаки — не то чтобы прямо большая редкость, но всё же и не в каждом музее есть.
В музее есть целый стенд, посвящённый Александру Андреевичу Баранову — исследователю Аляски и первому правителю Русской Америки. Его, без сомнения, можно считать самым известным и успешным уроженцем Каргополя.
О деревянных скульптурах с изображением Иисуса Христа в темнице и Николая Чудотворца я уже немного писал. Для православия это большая редкость, ведь скульптурные изображения Христа были запрещены на Руси с XVI века — некоторым лидерам духовенства они очень уж напоминали языческих идолов.
В музее выставлены две статуи Спасителя, и это, скажу я вам, немало — во всех прочих городах центральной части России было найдено в сумме не больше пары десятков подобных скульптур. Я их в Каргополе увидел впервые (не считая фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
Вообще, тема деревянных скульптур в православии очень сложна. Вроде как их запретили на Стоглавом соборе в 1551 году и потом периодически подтверждали запрет. А по другим данным, подобные скульптуры пришли в Россию только в начале XVII века, и получили распространение в XVIII—XIX веках. В общем, надо разбираться.
Также в музее представлены две скульптуры Николая Чудотворца и несколько менее масштабных фигур.
Вот ещё любопытный экспонат, лубок XVIII—XIX века, с символическим изображением разных возрастов человека. Здесь в наглядной и понятной даже для неграмотных крестьян форме рассказано, чем надлежит заниматься в каждый период жизни благопристойному человеку.
Согласно рисунку, жизнь подобна лестнице из 60 ступеней. Причём 30 ступеней идут вверх (развитие человека), а 30 — вниз (постепенное угасание и возращение к земле). На вершине — 30-летний возраст, который считался пиком человеческой жизни. Любопытно.
В музее хватает экспонатов, связанных с христианством, причём, значительная часть — конкретно со старообрядчеством.
Как известно, после церковного раскола именно северная часть России стала пристанищем для всех, несогласных с реформами Никона. А Архангельская область особенно.
Кстати, если вы что-нибудь слышали про самосожжения старообрядцев (это был их такой, кхм, протест), то последнее из них произошло вроде как именно в Каргопольском уезде. Вот так-то.
А вот ещё кое-что, чего я раньше не видел ни в одном музее — так называемые «вотивные подвески». Слово «вотивный» означает «посвящённый богам».
В данном случае эти подвески с изображением различных частей тела использовались для исцеления этих самых частей тела — их вешали в храмах перед иконами. Церковь, опять же, была против, потому что подобные ритуалы церковью не предусмотрены и вообще напоминают некую форму языческих жертвоприношений.
Вердикт: запретить и изъять.
Но давайте отойдём от религиозных предметов и посмотрим на что-нибудь более приземлённое. Например, на эту рулетку конца XIX — начала XX века. Я вот рулетку вживую никогда не видел, а тем более, столетнюю.
Но куда любопытнее предмет, лежащий перед рулеткой.
Читаем табличку: «украшение на гриву коня или украшение в косу незамужней девушки, XIX век». Вот так-то. Или то, или другое, а что именно — учёные не знают. По словам экскурсовода, больше подобных предметов нигде и никогда найдено не было, и именно это затрудняет идентификацию предмета.
Ещё бросилось в глаза вот такое немецкое издание дневника Колумба 1890 года. Вот бы полистать — а что, немецкий я знаю.
В общем, много интересных, редких и даже уникальных предметов можно увидеть в каргопольском музее «Каргополье с древнейших времён». Да, про многие из них очень мало информации в интернете, и, чем больше ты её ищешь, тем больше новых вопросов возникает.
Но, в конце концов, в этом и интерес, не так ли?