Это восточная настольная игра с низким порогом входа по правилам, с большой глубиной стратегического мышления, которую можно познавать на протяжении всей жизни, стремясь к 9 дану.
Игра, имеющая обобщающие стратагемы, которые переносимы в жизнь и бизнес.
Игра с огромным потенциалом для развития памяти, внимания, произвольного поведения и, конечно, мышления. Мышления особого типа, которое учёные называют «внутренним планом действия» и на котором в младшем школьном возрасте базируются основные интеллектуальные операции и теоретические понятия.
«Го» – по-японски, «вейчи» – по-китайски, «бадук» – по-корейски… Россия в списке этих стран смотрится странно… Но, тем не менее, Россия – единственная на сегодня страна, которая принимала Чемпионат мира по игре Го за пределами этих стран. Это произошло летом 2021 года во Владивостоке.
Интересные факты, связанные с игрой Го:
– В 2016 году программа АльфаГо впервые смогла переиграть в эту игру топ-профессионала. Искусственный интеллект вышел из тени и плотно вошел в нашу жизнь.
– QR-код, которым мы давно уже активно пользуемся, был придуман сотрудником японской фирмы Тойота, игроком-любителем, в 1992 году по прототипу доски для игры Го с чёрными и белыми камнями.
– Есть аниме-сериал из 75 серий «Хикару и Го», после показа которого на японском телевидении в период с 10 октября 2001 по 26 марта 2003 год зафиксировано значительное (на несколько сотен тысяч) увеличение количества детей, занимающихся Го.
А ещё в школе «Феникс» есть кружок игры Го, где занимаются ребята начальной школы, начиная со 2 класса.
И в конце января у них будет турнир с символическим названием «Первый камень».
Руководит кружком Го Александр Лазарев.
«Почему же я сам играю с 1987 года и веду кружок по игре Го с 2009 года? Потому что это площадка для интеллектуального единоборства и подтверждения, что голова дана не только для того, чтобы есть! Потому что это тренажёр воли и характера – когда, проиграв одно сражение на доске, ты не раскисаешь, а лишь собираешься и ищешь мастерские ходы, и тебе удаётся перевернуть ситуацию в свою пользу. «Проиграв сражение, ты ещё не проиграл битву» – так говорит одна из Го-пословиц. А за одну игру сражений на доске может быть до 9, и если ты можешь думать сразу процессом и результатом 9 битв – ты крут!
И, конечно, как человек, получивший психологическое образование, я вижу в игре Го огромный потенциал для интеллектуального и личностного развития именно младших школьников. Для старших – это уже интересное хобби и интеллектуальный тренажёр.»
Справка по игре Го.
Го – дальневосточная настольная стратегическая игра (го – яп., вейчи – кит., бадук – корейск.). Старейшая из известных стратегических игр в мире (известна ок. 4000 лет; первая сохранившаяся запись партии – 150 г. н.э.). Старое русское название – «облавные шашки».
Играется на расчерченной в клетку доске (19х19 линий) комплектом из 361 камня (180 белых и 181 чёрных). Двое игроков по очереди выставляют камни на доску, огораживая камнями «территорию». В процессе игры можно «съедать» камни противника («съеденные» камни в дальнейшем участвуют в подсчёте). Выигрывает игрок, чья территория (с учетом «съеденных» камней – так называемых «пленников») в конце игры оказывается большей.
Изначально игра символизировала борьбу двух государств за освоение новой территории. В процессе развития символическое значение расширилось благодаря истолкованию ситуаций и положений игры в контексте даосской философии (достижение мировой гармонии через борьбу двух конфликтующих начал: «тёмного» – инь и «светлого» – ян). В средневековой Японии, во времена так называемых «дворцовых игр», Го, наравне с фехтованием на мечах, стрельбой из лука и стихосложением, входило в канон благородных искусств, практиковать которые самураю считалось необходимо для достижения совершенства духа.