Найти в Дзене
Евгения Сорокина

Что влияет на баланс сил в переговорах

Вы настолько сильны, насколько сильными вас считают другие. Стив Гейтс. Книга переговорщика. Продолжаем говорить о том, как сместить баланс сил на переговорах в вашу сторону. Сила может быть как реальной или предполагаемой, так и субъективной или объективной. Кроме того, она может меняться, создаваться с течением времени или обстоятельств и использоваться с целью стимулирования. В переговорах сила является одним из ключевых элементов. Она позволяет контролировать на какой позиции на циферблате будут проходить переговоры. Баланс силы — первая вещь, которую анализируют перед вступлением в переговоры. Существует ряд факторов, которые влияют на баланс сил: Уровень зависимости Кто в ком больше нуждается влияет на соотношение сил между вами и оппонентом. Самый простой пример — закон спроса и предложения. Если существует избыточное предложение и низкий спрос, то покупатели имеют больше силы и могут оказывать влияние на цену товара или услуги. Например, сейчас на рынке труда избыток кандид
Оглавление

Вы настолько сильны, насколько сильными вас считают другие.
Стив Гейтс. Книга переговорщика.

Понятие баланса сил и его влияние на переговоры
Понятие баланса сил и его влияние на переговоры

Продолжаем говорить о том, как сместить баланс сил на переговорах в вашу сторону.

Сила может быть как реальной или предполагаемой, так и субъективной или объективной. Кроме того, она может меняться, создаваться с течением времени или обстоятельств и использоваться с целью стимулирования.

В переговорах сила является одним из ключевых элементов. Она позволяет контролировать на какой позиции на циферблате будут проходить переговоры.

Баланс силы — первая вещь, которую анализируют перед вступлением в переговоры.

Существует ряд факторов, которые влияют на баланс сил:

  1. Уровень зависимости.
  2. Сила бренда и размеры бизнеса обеих сторон.
  3. История / прецеденты и личные взаимоотношения.
  4. Конкурентная активность и рыночная среда.
  5. Наличие времени у сторон.

Уровень зависимости

Кто в ком больше нуждается влияет на соотношение сил между вами и оппонентом.

Самый простой пример — закон спроса и предложения.

Если существует избыточное предложение и низкий спрос, то покупатели имеют больше силы и могут оказывать влияние на цену товара или услуги. Например, сейчас на рынке труда избыток кандидатов, при этом количество позиций значительно сократилось по сравнению с периодом годом ранее из-за ухода многих международных компаний. Как результат, у работодателей огромный выбор квалифицированных кадров на одну позицию, что приводит к снижению уровня зарплаты, ухудшению социального пакета.

Если товар или услуга в дефиците, а спрос велик, то продавец обладает большей силой. Если для примера возьмём туже ситуацию с рынком труда, то сейчас острая нехватка IT специалистов, и соответственно, профессионалы в этой сфере могут диктовать свои условия при устройстве на работу и получать дополнительные льготы не только от работодателя, но и от государства.

Изменить ситуацию можно при помощи создания альтернативы. Этот пример я уже приводила в статье "5 стратегий изменения баланса сил при ведении переговоров", но продублирую и здесь.

Компания Waze была основана в 2007 году израильским трио: Эхудом Шабтаем, Амиром Шинаром и Ури Левином. Они предложили необычную идею — навигационное приложение для борьбы с пробками, работающее с помощью пользователей, которые рисуют карты дорог, по которым едут.

После выпуска обновления, которое позволяет пользователям социальной сети рассказывать о ситуации на дорогах своим друзьям, на стартап обратила внимание огромная корпорация Facebook и захотела купить приложение. Они не согласились с ценовым предложением и нашли альтернативу – предложили продать компанию Google. В итоге две большие корпорации с огромным количеством ресурсов конкурировали между собой за покупку маленького стартапа и увеличили его стоимость с 10 млн долларов до 1 млрд.

Используя альтернативу небольшой стартап Waze изменил баланс сил в переговорах в свою сторону.

Понимание и создание вариантов обладает основополагающим значением для создания силы и может быть очень эффективным способом укрепления вашей позиции в переговорах.

Таким образом, если есть дефицит или трудности в приобретении чего-либо, при условии стабильного спроса, ценность возрастает. При отсутствии спроса или наличии избыточного предложения ценность снижается.

Сила бренда и размеры бизнеса обеих сторон

Известность бренда и размер бизнеса компании определенно влияет на баланс сил в переговорах.

Любой ритейлер с удовольствием разместить на полках продукцию известного бренда с высокой долей рынка и показателем лояльности потребителей. Однако малоизвестному начинающему бизнесу будет гораздо сложнее зайти в сеть и занять место на полке.

Но решение есть. В своей практике я работала с малоизвестными брендами, и в этом случае вы можете предложить ритейлеру что-то необычное, то, что поможет ему выделиться на фоне конкурентов и привлечь потребителей — сезонные СКЮ, нестандартные промо активности или логистические решения, которые приведут к снижению расходов ритейлера. Анализируйте все показатели клиента и смотрите шире, решение может быть не совсем очевидным.

История / прецеденты и личные взаимоотношения

Однажды я взяла клиента с очень плохой историей и сложными отношениями между поставщиком и ритейлером. Потребовалось около полугода, чтобы стереть предыдущих негативный опыт, установить доверие и начать выстраивать партнерство.

Если есть негативная история или прецеденты, в-первую очередь поставьте цель не добиться супер результатов в бизнесе, а построить коммуникацию, основанную на понимании, доверии и открытости.

Конкурентная активность и рыночная среда

Если ваши конкуренты на постоянной основе выпускают новые продукты или добавляют вкусы в текущий ассортимент, меняют упаковку, проводят нестандартные промо, а ваш подход к бизнесу и ассортименту остается неизменным, то сила не на вашей стороне.

Активность конкурентов и рыночная среда в целом сильно влияют на ваши переговоры с ритейлером. И если вы не обладаете большой силой бренда по сравнению с конкурентами, но при этом приходите с инновациями и нетривиальными решениями — сила на вашей стороне. Помогите ритейлеру отстроиться от конкурентов, и чаша весов склонится в вашу сторону.

Наличие времени у сторон

Время и обстоятельства — величайшие силовые рычаги в переговорах.

Если вы понимаете, что у другой стороны ограничено время на заключение сделки, используйте это в переговорах.

Но что если время играет не в вашу пользу? Другая сторона может отклонять ваши идеи и предложения достаточно долго, если у них нет временных ограничений. В этой ситуации вам необходимо определить последовательность событий таким образом, чтобы создать силу за счет получения контроля над временем.

Ваши предложения должны включать срок до которого вы ждете ответ и после которого предложение уже не действительно. Однако, важно следовать своей позиции и не менять дедлайн не получив ответ. Здесь также поможет создание альтернатив.

Например, у вас есть сезонный товар в определенном объеме. Вы предлагаете его сети Х, так как с ней у вас тяжело идут переговоры, и этот рычаг поможет сети выделиться на фоне конкурентов, а вам продвинутся в переговорном процессе. Ответ по вводу в ассортимент товара вы ждете 2 недели, затем предлагаете сети Y и для сети Х предложение уже не действительно. Но условия необходимо озвучить сразу.

Таким образом, существует множество факторов, влияющих на баланс сил, которые необходимо заранее изучать и учитывать в переговорах. Кроме того, всегда смотрите шире на переговорный процесс и применяйте out of box thinking / нестандартное мышление, чтобы предложить то, от чего ваш оппонент не сможет отказаться.

Что еще почитать:

5 стратегий изменения баланса сил при ведении переговоров

5 эффективных тактик ведения деловых переговоров

Как подготовить презентацию так, чтобы вас услышали: 4 типа личности

Почему важно задавать правильные вопросы: разница между «позицией» и «интересом»

Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком и подпиской — так она поможет большему количеству людей!