Найти в Дзене
Артём Войтенков

Брехлонавт Леонов 2. Смертельное стекло

Оглавление

Для выхода Леонова в "космос" был сделан скафандр Беркут. Это реквизит для спектакля. Облачившись в такой скафандр, человек с высокой долей вероятности - погибнет на орбите. Почему?

Посмотрим на шлем скафандра. А именно, на стекло. Оно сделано так, чтобы убить космонавта.

Леонов в скафандре Беркут
Леонов в скафандре Беркут

Стекло на шлеме открывается. Для дыхания воздухом окружающей среды, для избежания запотевания и нос почесать.

Наложенное стекло

Стекло шлема скафандра Беркут накладывается сверху на передний вырез и прижимается защёлками. Это смерть в космосе. Потому что внутри скафандра закачан воздух давлением в 0,4 земной атмосферы. А снаружи давления нет. Воздух из скафандра будет стремиться приподнять стекло и выйти наружу.

Когда между объёмами с разным давлением нужна дверь, её по возможности делают открывающейся в сторону отсека с высоким давлением. Смысл прост - высокое давление дополнительно прижимает дверь помимо замков. Поэтому в транспортных самолётах двери открываются вовнутрь.

-2

Более правдоподобный шлем для реального выхода в космос имеют скафандры Сокол и Орлан. Стекло в них закрывается, торцом входя в паз. Внутреннее давление прижимает стекло к ободу.

Шлем скафандра Сокол
Шлем скафандра Сокол

Делать стекло, накладывающеся на вырез шлема - это заведомое создание угрозы жизни для космонавта.

Закрывалось оно лёгким прижатием к шлему. Прижал фиксатор и полез в безвоздушное пространство. Запросто.

-4

Смертельная резинка

Второй слабой деталью, которая убьёт космонавта в скафандре Беркут, является уплотнительная резинка между стеклом и шлемом.

Шлем скафандра Беркут
Шлем скафандра Беркут

В реальном космосе резинка будет испытывать давление изнутри скафандра. И огромную разницу температур. Внутри скафандра +36, снаружи -270. Перепад в триста градусов. При нагревании тела увеличиваются в объёме, при охлаждении уменьшаются. Представьте, как деформирует эту резинку. Вы уверены, что она не растрескается, не сползёт, не порвётся?

Переключатель светофильтра

Для защиты зрения космонавта от яркого Солнца, лучи которого не фильтруются атмосферой - требуется светофильтр. Проще говоря, тёмные очки.

На скафандрах, в которых реально выходили в космос - светофильтр надвигается сверху стекла шлема.

Скафандр Орлан
Скафандр Орлан

В скафандре Беркут светофильтр находится внутри шлема - как у лётчиков.

Светофильтр в скафандре Беркут
Светофильтр в скафандре Беркут

Для опускания светофильтра нужно повернуть рычаг на левой стороне шлема.

Переключатель светофильтра в скафандре Беркут
Переключатель светофильтра в скафандре Беркут

Это механический переключатель. В шлеме имеется отверстие, через которое проходит шток или рычаг. Сделать полностью герметичным отверстие между областями с разным давлением, где находится вращающийся механизм - не удавалось никому и никогда. Масло подтекает из двигателя, вода просачивается через сальники вала гребного винта.

Воздух легче и обладает гораздо меньшей вязкостью, чем масло и вода. Он будет выходить через малейшие щёлочки.

Высотный шлем

На брехлонавте Леонове надет шлём лётчика высотной авиации. А не космический.

Шлем лётчика высотной авиации
Шлем лётчика высотной авиации

-10

Вы скажете, что на высотах лётчики тоже испытывают разницу в давлении. И в пассажирских самолётах двери открываются наружу. И что космонавт вполне мог использовать достижения высотной авиации.

Не мог. Потому что лётчик и космонавт находятся в разных условиях. Высотный лётчик обычно сидит в герметичной и подогреваемой кабине. Которая является первым барьером, предохраняющим тело человека от внешней среды. Высотный костюм и шлем служит второй ступенью защиты.

Шлем высотного лётчика не испытывает такую огромную разницу в давлении и температуре, которой подвергается шлем космического скафандра.

Изменение условий

И самое главное различие между лётчиком и космонавтом в том, что лётчик меняет условия постепенно. Самолёт не способен моментально подняться на максимальную для авиации высоту в 20 км. Если произойдёт разгерметизация кабины или шлема, отключение обогрева, или другие угрозы жизни - лётчик прекратит подъём. Он снизит высоту.

Двери в пассажирских самолётах открываются наружу ради экономии места. Для прижимания этих дверей установлены большие запирающие механизмы, которые невозможно поместить на шлем космонавта. В случае разгерметизации для экипажа и пассажиров предусмотрено аварийное снабжение кислородом через маски. Самолёт опустится на приемлемую для дыхания высоту.

Дыхательная маска в пассажирском самолёте
Дыхательная маска в пассажирском самолёте

При выходе в космос окружающие условия изменяются резко. Их перепад гораздо значительнее, чем у лётчика. В случае разгерметизации или поломки шансы выживания космонавта значительно ниже, чем у лётчика.

Поэтому вылезать в космос, нахлобучив на голову шлём высотного лётчика - никто не будет. С высокой долей вероятности такое безрассудство закончится трупом в скафандре.

Артист космической оперы
Артист космической оперы

Почему выжил Леонов? Потому что брехлонавт в космосе вообще не был.