12,7K подписчиков

Бакинский музей метро: существует уже 5 лет, но стал известен только сейчас. И у меня есть идея, чем его пополнить.

3,7K прочитали

На днях я бродил по сайту transphoto.ru в поисках сам не зная чего, и случайно увидел на главной странице фотографию парней, сидящих внутри какого-то очевидно старого и музейного вагона метро. Что за ерунда? Неужели в Москве была выставка вагонов, каким-то чудом ускользнувшая от моего внимания?

Я ткнул на миниатюру и передо мной открылась большая фотогарфия, подписанная: Баку, январь 2023. Что? В Баку есть музейные вагоны метро, прямо как в Москве и в Петербурге? Этот факт оказался для меня сюрпризом, безусловно приятным, ведь я почему-то и подумать не мог, что практика сохранять исторический подвижной состав пришла, наконец-таки, в Азербайджан.

Давайте же посмотрим, какие вагоны есть в Бакинском, назовём его, музее метро. Только сравнивать бакинский музей с музеем московским мы в этот раз не будем, посмотрите мой обзор московских ретро-вагонов и сделайте выводы сами.

Итак, исторические вагоны Бакинского метро были впервые представлены 6 ноября 2017 года на станции «Ичеришехер», и в тот день их даже показали президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Удивительно! Уже почти пять лет как в Баку есть эти вагоны, а я узнал о них только сейчас - бывает в жизни и такое.

фото: информационное агентство azertag.az, 2017
фото: информационное агентство azertag.az, 2017

Начнём, конечно, с самого старого вагона - А № 1001. Такие вагоны открывали движение Московского метро в 1935 году, так что и этот вагон 1934 года постройки изначально эксплуатировался в Москве. Он поступил в депо Северное, после войны перекочевал в Сокол и бегал по Замоскворецкой линии, а в 1953 - оказался в депо Измайлово, откуда очень быстро был возвращён в Сокол, но уже в качестве вагона-путеизмерителя (предполагаю, что в Измайлово его и переоборудовали).

Фото:  Anton_Hripunov, 1960, transphoto.ru
Фото: Anton_Hripunov, 1960, transphoto.ru

В 1977 году, когда в Москве уже два года как не было пассажирских вагонов типа А, нашего героя отправили в Баку, где он продолжил использоваться в качестве путеизмерителя. При этом в Москве всё же оставались другие служебные А-шки: 21 и 1023, которые позже стали частью музея московско метро.

Фото: http://www.metro.gov.az/ 2011 г.
Фото: http://www.metro.gov.az/ 2011 г.

В 2017 году "Ашке" присвоили музейный статус и восстановили его исторический облик в качестве пассажирского вагона, установив также современную сцепку Шарфенберга, чтобы его можно было сцеплять с современными поездами (но скорее всего, её поставили, когда вагон ещё был служебным).

Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023
Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023

Слещующий вагон - тип Г 1951 года постройки № 479. Как и Ашка, Гэшка изначально эксплуатировалась в Москве, при этом целых пять раз успела поменять депо приписки, а в 1981 году вагончик вместе собратьями 301, 353, 354, 355 был отправлен в Баку, где они стали использоваться для сопровождения Ашки-путеизмерителя (интересно, а какие вагоны тогда сопровождали Ашку в период 1977-1981?)

Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023
Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023

В 2017 году вагон был восстановлен и стал музейным, а вот куда подевались остальные Гэшки, мне неизвестно. В Баку не так много транспортных историков-любителей, да и в метро фотографировать там, насколько я знаю, не разрешают, так что фотографий этих вагонов мне найти не удалось. Рискну предположить, что их пустили на запчасти для 479, а потом порезали, но если вам что-то известно об их судьбе - пишите.

Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023
Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023

Вагон типа Еж3 № 9036, построенный в 1977 году, также является частью бакинского музея. Это один из самых последних построенных вагонов серии Еж3, ведь с номера 9050 Мытищинский завод начал выпускать уже "номерные" 81-717. В отличие от Ашки и Гэшки, Ёжик попал в Баку из Ташкента в 1985 году и был не служебным вагоном, а пассажирским. В 2017 вагону вернули исторический облик, куда-то подевав, правда, водосточный жёлоб, и он тоже стал частью музея. Я думаю, ему была бы к лицу современная сиреневая окраска бакинских поездов, но едва ли диванные историки со мной в этом согласятся.

Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023
Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023

Пока что в бакинском музее всего три исторических вагона, но я знаю ещё одного кандидата, который мог бы занять почётное место среди них. Это вагон типа Е № 3527 1967 года постройки, который работал в Баку со дня открытия метро. Ешка используется где-то на территории города в качестве ни то склада, ни то свалки. Я понятия не имею, насколько сгнил его кузов, и не знаю, на какое количество частей он рассыпется, если попытаться сдвинуть его с места, но сдаётся мне, современные технологии могли бы помочь сделать из него если не ходовой вагон, то хотя бы памятник на вечной стоянке, было бы желание и один лишний "номерной" в качестве донора запчастей. На худой конец, можно такую Ешку сварить и заново из номерного, задействовав детали с вагона 3527, если уж "оригинал" окажется совсем нетранспортабельным

(дополнение: в мае 2023 появились фотографии порезки этого вагона, так что - не судьба).

Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023
Фото: Dozenazer, transphoto.ru, январь 2023

Кроме того, в Баку много поездов 81-717, причём есть и достаточно старые, построенные в начале 1980-х годов. Большинство из них модернизированы и имеют не оригинальную кабину, но я уверен, что если покопаться, то можно найти и нормальный "Номерной", который также сохранить для музея.

Фото: andzis, 2013, transphoto.ru
Фото: andzis, 2013, transphoto.ru

И вообще, в Баку очень красивое метро и очень красивые фиолетовые поезда, от которых лично мне трудно было оторвать взгляд, когда в 2016 году я посещал Азербайджан в составе крупной поездки по Закавказью. Очень жаль, что тогда в Бакинском метро нельзя было фотографировать, и я что-то не слышал новостей об отмене этого, на мой взгляд, абсурдного, запрета.

Бакинский мини-музей метро получает от меня 9 книжек ПТЭ метрополитена из 10. Я отстал от жизни узнал об этом музее только сейчас, но это начинание в любом случае одобряю и поддерживаю, и желаю бакинцам хотя бы попытаться спасти Ешку, которая пока что является трупом, но наверняка когда-то сможет радовать самих бакинцев и гостей города своими яркими красками, рифлёным линкрустом и круглыми потолочными светильниками из нашего детства.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Если вам понравилась статья - вы знаете, какие кнопки нажимать, чтобы поддержать меня.

До скорого! А если вам нравится метро, посмотрите о нём другие публикации на моём канале.