Найти в Дзене

Дорога Победы

12 января 1943 года на южном берегу Ладожского озера началась наступательная операция Красной армии под кодовым названием «Искра». Главной её задачей было отбросить немецко-фашистские части от Ленинграда, создать коридор для доставки в город продовольствия. 18 января в результате тяжелейших боев войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочего поселка №1, тем самым ознаменовав прорыв многомесячной блокады города.

Неожиданное для военной акции название предложил сам верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, посчитав известный большевистский лозунг «Из искры возгорится пламя» своевременным и уместным: недавний разгром немцев под Сталинградом и улучшение положения на других фронтах позволили командованию сосредоточить под Ладогой дополнительные силы.

Утром 12 января, в назначенной Ставкой день, погода резко ухудшилась: туман, низкая облачность. Однако советская авиация нанесла первый сокрушительный удар по укрепляемой почти 16 месяцев эшелонированной обороне противника. Далее вступила артиллерия: такого массированного огня противник ещё не испытывал. Затем началось наступление армейских частей, мотострелковых дивизий, минометных батальонов, которые поддерживались залпами кораблей Балтийского флота и Ладожской флотилии. Уже через шесть дней два фронта объединились, сорвав планы германского командования соединиться с финскими войсками.

Коридор шириной 8-11 километров, пробитый вдоль берега Невы, восстановил прямую сухопутную связь Ленинграда со страной.

«Я увидел, — вспоминал позже маршал Георгий Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!»
Блокада Ленинграда прорвана. Встреча бойцов и командиров Волховского и Ленинградского фронтов в Рабочем поселке № 1. 1943 год.⠀
Блокада Ленинграда прорвана. Встреча бойцов и командиров Волховского и Ленинградского фронтов в Рабочем поселке № 1. 1943 год.⠀

18 января 1943 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток в тяжелейших условиях, под постоянным обстрелом и при сильном морозе, от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города был сооружен временный железнодорожный мост длиной в 845 м.

Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. «Коридор жизни» стал настоящим спасением для города. Каждую ночь (днем дорога простреливалась) в опасный путь отправлялось до 25 составов. За время эксплуатации участка свыше 15 тысяч железнодорожников были награждены государственными наградами.

Боим Соломон Самсонович, Непринцев Юрий Михайлович «О том, как фриц шёл к Ленинграду и вел осаду и блокаду...». Ленинград, 1943 год.
Боим Соломон Самсонович, Непринцев Юрий Михайлович «О том, как фриц шёл к Ленинграду и вел осаду и блокаду...». Ленинград, 1943 год.